ОЗОРНИК

Опубликовано 29.11.2022 в разделе В театр! | Москва


Так сложилось-не сложилось, что, к сожалению, на Биеннале Театрального искусства «Уроки режиссуры», которое проходит в московских театрах с сентября по начало декабря и в котором участвуют коллективы обеих столиц и многих городов России, я попала впервые в этом году, зато сразу на День рождения. Минусинскому драматическому театру, одному из старейших в Сибири, в Красноярском крае, как раз сегодня исполнилось 140 лет. Датой рождения театра считается 28 ноября 1882 года. Десять из них его возглавляет Алексей Алексеевич Песегов (он пришёл в него без малого сорок лет назад!)



Гости из далекого холодного края, которые уже в третий раз преподают уроки, привезли отличный спектакль - мне он и впрямь согрел душу, как говорили в поздравительных речах руководительницы Фестиваля и как зачитал в приветствии от Председателя СТД Александра Калягина Дмитрий Родионов. Мне всегда импонирует, когда театр обходится без набивших оскомину Чехова-Шекспира-Вампилова и новой драмы, с которой у меня сложные отношения, а находит материал русской классики, за сюжетом которого следишь в напряжении. Дмитрий Мамин-Сибиряк как раз из такого золотого фонда и почти земляк гостей из Минусинска (рассказ «Озорник» написан в 1896 году).



Неспешная подробная режиссура позволяет разглядеть каждого персонажа. Отличные актерские работы, в первую очередь Никиты Антипова, заглавного Спирьки, Спиридона Савельича, который получился мужиком противоречивым и посему максимально живым. Абсолютно плоть от плоти земли русской, «рассейской», как говорят, сохраняя речевой колорит, переселенцы, который дал землю приехавшим рязанцам-«новожилам», и они же его туда и вогнали. Который способен и влюбиться в чужую жену до самозабвения, по-вдовьи истосковавшись по женскому естеству, и называть ее «ведьмой», вызвав гнев всего семейства и волостных старейшин, и лежать «лежебоком» на печи, а потом сорваться и воровать коней, чтобы их потом и вернуть ценой своей непутёвой жизни. Приговаривая к месту и не очень «Ух ты, скотский нос!»


Хороша и Дунька (Ольга Смехова), в образе всепрощающей русской некрасовской бабы; она играет чувственно, трепетно, тонко, героиня ее готова принять и побои свекра-домостроевца, и угрозы постылого мужа, но не может переступить данный при венчании обет. Сцена прощания с умирающим от побоев Спирькой, когда она обвязывает его своим белым платком, из-за которого разогрелся сыр-бор поначалу, а потом подносит своего младенца, чтобы тот его перекрестил, трогает, как настоящий любовный дуэт, хотя нет ни

поцелуя, ни объятья…
И отдельным действующим лицом я бы назвала специально написанную для спектакля музыку Евгении Терёхиной, которая крещендо создаёт ощущение тревоги. Струны виолончели как будто гудят между колыхающихся стволов-горбылей, изображающих лес, и напоминают трубы органа, - строгая функциональная и одновременно красивая сценография Светланы Ламановой, стилизовавшей традиционные национальные костюмы того края.



Вот просто очень достойная работа, без фиг в кармане, без прибамбасов и выкрутасов, без заигрывания со зрителем, без интерактива и иммерсива, на которые столь падки московские постановщики. И зрелище, про которое не надо уточнять, ДО того оно замышлялось или после (премьера состоялась полгода назад). Это театр, актуальный всегда.



Так что я и поздравляю минусинцев, и благодарю!

 

 

 

 

Елена Посувалюк


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники