«Щелкунчик» навсегда: Николай Цискаридзе впервые представит в Кремле новогоднюю сказку от воспитанников Академии Русского балета им. Вагановой

Опубликовано 30.11.2022 в разделе Искусство | Москва


Учащиеся Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, возглавляемой народным артистом России Николаем Цискаридзе, выступят в Государственном Кремлёвском дворце 20 и 21 декабря 2022 года. Юные танцовщики исполнят «Щелкунчика» П.И. Чайковского в постановке Василия Вайнонена - единственной существующей ныне классической версии этого легендарного спектакля.

 

Без сказочного «Щелкунчика» - последнего балета П.И. Чайковского - невозможно представить себе новогодние и рождественские праздники. Но на самом деле так было не всегда. Официальная премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года. Либретто к нему написал директор императорских театров Иван Всеволожский, а постановщиком стал (после отказа Мариуса Петипа) Лев Иванов. Эта постановка продержалась в репертуаре театра более трех десятилетий, однако оглушительного успеха не имела. Между тем, идея зимнего представления с невероятной музыкой живого русского классика вдохновила ведущие оперные театры по всему миру на собственные версии балета.

 

О хореографии Льва Иванова спустя более чем столетие почти не сохранилось информации. Единственное, о чем мы можем составить представление – «Вальс снежных хлопьев», признанный критиками тех лет шедевром. До наших дней он сохранился исключительно благодаря тому, что в 1934 году его, пусть и с некоторыми изменениями, использовал в своей постановке Василий Вайнонен, знакомый с первой версией спектакля.

 

«Щелкунчик» стал для Вайнонена третьей балетной постановкой в Мариинском театре и первой полностью самостоятельной работой. Главные партии в премьерном спектакле исполнили молодые в ту пору танцовщики Галина Уланова и Константин Сергеев, и это был настоящий успех.

 

«Щелкунчик» Василия Вайнонена примечателен также решением первого акта, в котором хореограф максимально реалистично передает тёплую атмосферу семейного праздника, и неожиданной интерпретацией второго, когда вместо кукол Мари и Принца-Щелкунчика встречают живущие в сказочном городе люди – именно они исполняют испанский, арабский, китайский, русский танцы, французскую пастораль. 

 

Финал балета Вайнонена тоже был новаторским для своего времени: Мари не остается навсегда с Принцем в чудесном городе, а просыпается, и сказочный мир становится лишь воспоминанием. Такая трактовка вполне соответствует трагическим глубинам музыки Чайковского и моментально превращает детскую историю в произведение с серьёзным философским подтекстом.

 

Премьер Большого театра Николай Цискаридзе, на протяжении 18 лет работавший главным российским Щелкунчиком, непременно выходил в этой партии 31 декабря, в свой день рождения, а журналистам говорил: «Так я делаю подарок себе любимому. Танцевать в «Щелкунчике» для меня - радость». 

 

Билеты: https://kremlin-kassa.com/events/134663

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники