Михаил Кизилов: «Спартак» – что в имени твоем?»

Опубликовано 10.12.2022 в разделе Спорт | Москва


К столетнему (по одной из версий) юбилею «народной команды» московского «Спартака» главред легендарной «Смены» Кизилов Михаил Григорьевич выпустил увесистый (во всех смыслах этого слова) фолиант о красно-белом клубе.

 

На арене «Спартака» мы и встретились с автором книги «Спартак» – что в имени твоем?» членом Союза журналистов и Союза писателей страны. Михаил Кизилов автор семи книг прозы, публикаций на страницах журналов и газет, его повести и рассказы изданы на английском, немецком, азербайджанском, болгарском, немецком и чешском языках.

Как родилась идея книги «Спартак» – что в имени твоем?»

 

- Позвольте начать издалека. В студенческие годы во время практики в Москве (учился в Ленинграде) я пошел на «большой футбол», чтобы вживую увидеть Эдуарда Стрельцова. Уж не помню, с кем играло «Торпедо», но до сих пор помню, как на половине поля соперников почти прохаживался грузноватый человек. И вдруг он, получив пас, ринулся вперед, филигранно обыграл двух защитников и на подбеге третьего мощнейшим ударом заслал мяч в «девятку» с угла штрафной площадки. Так я «подсел» на футбол и на «Спартак», поскольку мой друг Лев Николаев, вытащивший меня на этот матч, болел за «Спартак» с детских лет. Поэтому, когда замаячило 100-летие футбольной команды «Спартак», «зачесались руки и зашевелились мозги» написать книгу о «самой народной команде».

 

Сколько времени у вас ушло на подготовку и написание книги?

 

- Около трех лет. К сожалению, мешал ковид, поскольку были сложности со встречами с героями и посещением архивов.

 

Для тех, кто сомневается в датах столетия клуба, объясните, почему именно 2022 год, а не 2035, как, например, неоднократно писал и говорил летописец «Спартака» Борис Духон (14 ноября исполнился год, как Борис Леонидович ушел из жизни)?

 

- Борис Леонидович Духон – замечательный журналист и писатель, верой и правдой служил отечественному футболу и служит сейчас, потому что книги живут долго. Попробую объяснить свою позицию. История – наука интересная, но одним из недостатков является то, что ее пишут люди. И то, что они напишут, зависит от множества факторов, начиная от плохого настроения с утра,  до эмоционально-желательной позиции пишущего. (Это я не о Борисе Леонидовиче).  Поэтому давайте для начала обратимся к официальному документу. 19 апреля 1935 года Всесоюзным советом физической культуры при ЦИК СССР было утверждено создание Добровольного физкультурного общества «Спартак» в системе Промысловой кооперации (Постановление № 45). Ключевое слово не футбольная команда «Спартак», и не футбольный клуб «Спартак», а Физкультурное общество «Спартак». И второй ключик – Промысловая Кооперация, которая к 1935 году уже стала очень успешной отраслью экономики, где работало более 2 млн. человек. Люди в ней зарабатывали больше, чем во многих других отраслях, и успешно занимались в кружках самодеятельности, в спортивных секциях, играли в футбольных командах.   Вероятно, поэтому неистовый «коммунизмоносец»  Хрущев порушил ее в 1960  году, что  заложило  основы теневой экономики и послужило началом хирения социалистической,  а «Спартак» был реорганизован в «Добровольное спортивное общество профсоюзов»...  То есть стал маленьким винтиком в большой и неуклюжей системе профсоюзов. Команда не была вновь создана, а просто поменяла название, как и многие другие команды: «Промкооперация» на «Спартак». Инициаторами и родителями всего этого были Александр Косарев – Генеральный секретарь ЦК комсомола, и легенда футбола Николай Старостин, который придумал и первый логотип ФСО «Спартак».  И уже через пару лет в секциях и командах Добровольного спортивного общества «Спартак» занималось десятками видов спорта более двухсот тысяч человек.

 

А теперь обратимся к событиям 1922 года. Иван Тимофеевич Артемьев, выдающийся  футболист, великий энтузиаст и фанатик футбола, игравший  в одной из сильнейших команд  «Кружке футболистов Сокольники» (КФС),   предложил создать спортивный клуб для рабочих и пригласил в него лучших футболистов из нескольких московских команд, рожденных еще в ХIХ  веке. Так 18 апреля 1922 года родился новый клуб – «Московский кружок спорта» (МКС),  футбольная  команда которого в первый год своего существования выиграла  в Москве  весенний и осенний турниры в классе «Б» и в 1923 году выступала уже в классе «А». Более того, видимо, предчувствуя грядущие перемены в спорте и футболе, к созданию клуба был привлечен и комсомол. Поэтому грянувшая следом реорганизация (были расформированы дореволюционные команды) не коснулась МКС, а с 1923 года  команда стала выступать под именем «Красная Пресня», и для полной гарантии неприкосновенности получила  полное название «Краснопресненский спортивный клуб РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи). А далее начались будни и реалии, в которых нужно было выживать. Команды «Динамо» и Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ) – будущее ЦСКА, кормились из государственного бюджета. А спартаковцы продавали билеты на матчи, выезжали на игры в другие города, искали спонсоров. Спонсоры денежку давали, но просили поменять название в их честь. Так к 1935 году команда пришла с названием «Промкооперация». (Кстати, нынешняя команда ЦСКА шесть раз меняла свое название и никто не оспаривает ее возраст с 1911 года, несмотря на то, что в те времена не было ни советской власти, ни Красной Армии.) А если считать, что в команде или клубе главное – не спонсоры, не название, не стадионы, а люди, то в составе футбольной команды «Спартак» образца 1935 года добрая половина - со времен 1922 года. Это еще раз подтверждает день рождения ФК «Спартак» - 18 апреля 1922 года.

 

Коллеги, уже прочитавшие вашу книгу, говорят, что написана она «живым, образным» языком. А разве так можно писать о футболе?

 

- Книга рассчитана не только и не столько на знатоков футбола, но, в первую очередь, на массового читателя, который не очень представляет разницу между футболистом на правах аренды и футболистом на правах свободного агента.  К тому же история «Спартака» (как никакой другой команды) тесно переплетена с историей страны. И это позволило использовать «живой и образный язык», а не чисто информационный.  Ведь читательский интерес – одно из главных требований к любой рукописи или книге. 

 

Какая из приведенных в книге историй, лично вас поразила больше всего?

 

 

- Историй и героев множество. Но в первую очередь нужно отметить Николая Тищенко и его вклад в историю футбола и «Спартака». В 1951 году в возрасте 26-ти лет он был приглашен в «Спартак», и дальше в его профессиональный жизни были только ФК «Спартак» и сборная СССР. Играл мощно и надежно, «не щадя живота своего».  Никита Павлович Симонян так вспоминает о нем: «Спартаковскую оборону держали настоящие бойцы. Никогда не щадил себя Николай Тищенко, наш правый фланг. Честный, принципиальный, отличался редким упрямством, не уступал ни сопернику, ни товарищу…» Потрясающим примером, вошедшим в историю мирового футбола, является игра Николая Тищенко на  Олимпиаде 1956 года в Мельбурне, точнее,  в  труднейшем для сборной СССР полуфинальном матче со сборной Болгарии. Надо напомнить, что накануне в ¼ финала болгары не просто выиграли матч у сборной Великобритании, но просто размазали родоначальников футбола со счетом 6:1.  Поэтому заруба на поле была острой, в жестком темпе. Сначала получил травму ноги Валентин Иванов (и единственное, что он мог, – отвлекать на себя болгарских защитников), а в конце второго тайма – Николай Тищенко.  Напомню – замены в то время были запрещены.   Позволю себе привести слова Олега Марковича  Белаковского – легендарного спортивного доктора, врача сборной СССР  по футболу на Олимпиаде 1956 года:   «Подбегает он к бровке, я смотрю: а у него красная майка на том месте, где произошел перелом, почти черная от крови, словно огнестрельную рану получил.  Отворачиваю его лицо в сторону, чтобы не видел, что там у него происходит, разрезаю ножницами майку – жуткая картина: кожа – в клочья, все в крови, и ключица торчит. У ребят на скамейке запасных глаза круглые. Все в шоке. Сейчас футболиста с такой травмой прямо со стадиона отвезли бы в реанимацию.  Кому приходилось подобное испытать, знают, какая это боль.   До сих пор перед глазами перекошенное болью лицо нашего крайнего защитника  Коли Тищенко и его умоляющие глаза: «Олег Маркович, у меня плечо вылетело, вставьте его обратно, заморозьте – мне надо играть».  Коля рвется на поле, торопит меня, и я понимаю, что нет такой силы, которая смогла бы его в тот момент остановить.  Что делать? Я чуть придавил сломанную ключицу, и она легко встала на место. Плотно забинтовал плечо, прижал руку к туловищу, и он убежал на поле. Сколько нужно было иметь выдержки и мужества, чтобы продолжать борьбу с такой травмой! Полноценно, конечно, не мог играть, но факт остается фактом: оба наших гола в этом матче были забиты при непосредственном участии Тищенко. Сборная СССР выиграла (2:1), а Николая Тищенко после игры увезли на операционный стол».

 

В составе «Спартака»  Тищенко играл до 1958 года,  став за эти годы  победителем Олимпийских игр, четырехкратным  чемпионом СССР ( 1952, 1953, 1956, 1958), дважды серебряным призером  (1954 и 1955) и бронзовым в 1957 году. Получил  звание «Заслуженный мастер спорта СССР » (1957) и орден «Знак Почета». В 1956 году был включен в список 33 лучших футболистов сезона в чемпионате СССР по № 1. После завершения карьеры игрока Николай Иванович Тищенко остался верен «Спартаку», работая тренером юных футболистов при клубе, а также с основной командой мастеров в 1965 году. Но с этим не повезло,  и не по его вине. Главный тренер команды Никита Павлович Симонян пригласил его к себе помощником, и они выиграли Кубок страны. Но осенью  был осужден  нападающий  «Спартака» Юрий Севидов, который  на машине  сбил насмерть академика Д.И.Рябчикова, поэтому  всех тренеров, обвинив в слабой воспитательной работе, уволили, и  Николай Иванович вновь вернулся к работе с молодежью. Естественно, принимал самое активное участие в играх ветеранов. И…потряс всех еще раз.  В последний.  10 мая 1981 года в подмосковном городе Лобня в игре с местной командой (не ветеранов) сделал мощный рывок и упал, не выдержало сердце. Легендарный футболист умер  «…не на постели, при нотариусе и враче…»,  а на футбольном поле. В возрасте 54-х лет.

 

И почему именно «Спартак»?

 

- Это очень интересный вопрос. Болельщики и знатоки спорта знают, что вопрос о названии команды в 1935 году долго обсуждался. И однажды, на очередных посиделках в его квартире Николай Старостин снял с полки книгу Рафаэлло Джованьоли «Спартак» и предложил назвать команду его именем. Все поддержали.   Об этом подробно рассказал Андрей Старостин в своей книге «Встречи на футбольной орбите».

 

Федор Черенков – народный футболист. Как вы для себя объясняете этот феномен?

 

- Если коротко, Федор Черенков – гениальный футболист. А гениев творят не только родители, но и небеса. Богословы говорят – Боженька помогает, а атеисты физики считают, что им открывается космическая база данных. А если говорить о Федоре Федоровиче чуть подробнее, то не хватит газетной полосы.  И очень жаль, что он прожил так мало – всего лишь 55 лет.

 

Кто, по вашему мнению, лучший тренер в истории «Спартака»?

 

- Олег Иванович Романцев.

 

Извечный вопрос: Лобановский или Бесков? Ваш ответ на него, и почему?

 

- Считаю не очень скромным с моей стороны сравнивать   равновеликих.

 

Заняла или еще займет свое место в Музее «Спартака» ваша книга «Спартак» – что в имени твоем?»

 

- Думается, да.

 

Ваше отношение к нынешним футболистам, которые явно уступают тем, о которых вы написали?

 

- Их за это ни в коем случае винить нельзя. Ведь в Советском Союзе работали тысячи детско-юношеских спортивных школ, школы олимпийского резерва, а уж, сколько было спортивных команд при школах, техникумах, вузах, заводах и колхозах, армии и на флоте, в которых занимались и играли в футбол миллионы мальчишек.  Добавим к этому Всесоюзный турнир «Кожаный мяч», республиканские, краевые, областные, краевые, городские, районные первенства и турниры, на которых выявлялись будущие чемпионы страны, победители Олимпиад, мировых и европейских турниров.  И что особенно нынче удивительно, в системе советской  власти, начиная с районного звена,  были официальные должности сотрудников по физическому воспитанию.

 

Нынче остались крохи от прошлой системы. А если к этому добавить, что после 1991 года в стране появились тысячи и тысячи беспризорных детей, и с массовой беспризорностью разобрались только к 2010 году, то можно только предполагать, сколько среди этих детей было потенциально талантливых и даже, возможно, гениальных футболистов.

 

Засилье иностранных тренеров в РПЛ – это «дань моде», или показатель уровня отечественной тренерской школы?

 

- Естественно, все это отразилось и на футбольных тренерах. Учитывая, сколько их осталось, и какую зарплату они получали и получают нынче даже в крупнейших городах, остается только удивляться, что у нас в стране имеет место быть футбол хотя бы на таком уровне. Плюс еще одна маленькая деталь – футбол сегодня, особенно на высшем уровне, стал бизнесом (и эта тема тоже  не для одной газетной  полосы). Отсюда и иностранные тренеры и легионеры.  Напомню, в Советском Союзе было много хороших и замечательных тренеров и десятки – выдающихся. За тридцать лет в России появилось хороших тренеров «постсоветского разлива» -дай бог, чтобы пересчитать их,  хватит пальцев на одной руке.

 

Как вы относитесь к вводу «паспортов болельщиков»?

 

- Политическая ситуация в мире и стране стимулирует повсеместное внедрение «паспорта болельщика».

 

Как вам последние три игры сборной России (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан)?

 

- Что имеем, то имеем. Поэтому нужно не терять, а совершенствоваться, чтобы потом не плакать еще горше.

 

Смотрите ли вы ЧМ 2022 в Катаре, и за кого переживаете?

 

- Смотрю почти холодным взглядом аналитика. С интересом слежу за эволюцией команд из Азии и Африки.

 

 

Через два года столетие журнала «Смена». Что для вас это издание?

 

- Как показала жизнь – это мое! С 1985 года в журнале, и с 1988 года – в должности главного редактора. Куда только не переманивали  на работу мои друзья, но поскольку «это мое», остался в «Смене».

 

Вы продолжаете «сеять разумное, доброе, вечное...», не ушли в «желтизну». Тяжело в нынешнее-то «клиповое» время?   И вообще, нужны ли сейчас, во времена сплошного интернета, бумажные книги и бумажные издания – газеты, журналы?

 

- Конечно, тяжеловато жить на самоокупаемости.  Радует то, что интерес к бумажным носителям имеет место быть, книги успешно продаются и сегодня, несмотря на резко увеличившую их стоимость, а в библиотеках за «Сменой» очереди.

 

Тираж «Смены» был во времена СССР более трех миллионов экземпляров – «корона» не давила?

 

- Просто было некогда об этом думать. Тем паче, когда в 1988 году тираж достиг 3,5 миллионов, в ЦК КПСС (Александром Яковлевым) было принято решение перевести «Смену» на книжный формат, поскольку в стране не было производственных мощностей. Дважды в неделю выходила «Смена» и четырежды «Огонек» (его тираж 2,5 млн.) И печаталось это на одной и той же машине…

 

Развал той страны – это «логика» исторического процесса или катастрофа отдельно взятой территории?

 

- На мой взгляд, в первую очередь второе. Тому причин несколько и главное, как всегда, в людях. Процитирую вождя: «Кадры решают все». И особенно в России и СССР, где многое зависело от «первого лица» государства. К сожалению, после смерти Сталина «первым» стал не умный, а хитрый.  Хрущев заложил начало теневой экономик, запретив Промышленную кооперацию  (поскольку многие кооператоры «ушли в подполье»), и практически  поставил крест на дальнейшем развитии личного хозяйства колхозников.  После него уже при Брежневе ошибки в экономике усугублялись несмотря на то, что один из самых талантливых руководителей страны  Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин настойчиво предлагал реальные экономические реформы, но еще один дряхлеющий ортодокс  Михаил Суслов – член Политбюро и главный идеолог,  называл их  ревизией социализма  и не слишком образованные, тоже дряхлеющие от возраста лидеры страны отвергали разумные и необходимые преобразования. И страна шла верным курсом к своему хирению. А приход к власти сравнительно молодого умишком слабенького Горбачева с его краснобайством,  самолюбием и вопиющей неподготовленностью к такой должности -  привели к краху.

 

С другой стороны – можно бы было сказать, что это исторический процесс, если судить по интеллекту европейских лидеров, дитятей Вашингтона  делающих все  для того, чтобы США было хорошо, а всем им – чем дядя СЭМ поделится.  Можно бы было сказать,  но  в Китае, Индии, других странах  Азии, Южной Америки,  Африки (где проживает подавляющее большинство жителей планеты)   наоборот: и с лидерами и с развитием этих стран все нормально. Так что произошедшее в нашей стране и нынче происходит в Европе и в северной Америке – исторические процессы местного разлива.   

 

Ваши повести и рассказы изданы на многих языках мира. А кого из современных отечественных писателей вы бы рекомендовали почитать?

 

- Это сложный вопрос. С приходом к власти команды Ельцина в перечне профессий была исключена такая специальность, как писатель. Поэтому с пополнением рядов талантливых прозаиков и поэтов в стране напряженка. Проявляются талантливые молодые авторы, но, поскольку им приходится зарабатывать денежку на пропитание в далеких от литературы сферах, то быстро или и не очень быстро чахнут. Есть молодые пишущие люди, но на среднем уровне, поэтому пока лучше воздержаться от похвалы.

 

Из «советского разлива» можно назвать многих успешно работающих и сегодня, в том числе, Екатерину Маркову, Ирину Путяеву, Алексея Варламова, Ивана Переверзина,  Юрия Полякова,   Александра Проханова,  Станислава Рыбаса, Владимира Трапезникова, Олега Финько,  Николая Черкашина…

 

Как главред некогда самого популярного журнала страны, что можете сказать  нашим читателям накануне Нового года?

 

- В детстве, когда моя мама говорила: «Главное, чтобы не было войны», я удивлялся – какая война? Нынче это главное пожелание на 2023 год. И уже потом  –  здоровья, успехов и счастья!

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – автора.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники