«НЕВОЛЬНИЦЫ» В ТЕАТРЕ САТИРЫ

Опубликовано 13.12.2022 в разделе В театр! | Москва


В Московском академическом театре Сатиры, что на Триумфальной площади, дом 2, 17 ноября с.г. вышел премьерный спектакль - комедия «Невольницы», поставленный приглашенным режиссером Михаилом Мокеевым по пьесе великого русского драматурга Александра Островского (1823-1886), приуроченный к его 200-летнему юбилею.

 

Что любопытно, Михаил Дмитриевич в 1973 году окончил физико-технический факультет Харьковского университета, работал физиком-ядерщиком в Институте физики высоких энергий в Протвино Московской области, где создал любительский театр «Зеленый гусь» (1973–1979). Но параллельно учился на режиссёрском факультете Театрального училища имени Бориса Щукина, а позже, в 1982 году, окончил режиссёрское отделение актёрского факультета Школы-студии МХАТ (курс О.Н. Ефремова). Он осуществил более 20 постановок в московских театрах, а также ставил в Австрии, Англии, Ирландии, США. Может быть, еще кто-то помнит, что спектакль по пьесе польского абсурдиста Славомира Мрожека «Эмигранты», поставленный  начинающим режиссером на молодых артистов Романа Козака и Александра Феклистова в Московском драматическом театре-студии «Человек» в начале 80-х, был признан самим автором лучшей сценической интерпретацией его пьесы.

 

Вот, и сейчас, он поставил завораживающий каким-то образом зрителя спектакль «Невольницы», в котором речь идет о самом наболевшем и серьезном: об отношениях молодых женщин – жен и уже не молодых по возрасту мужчин, но при этом очень богатых, - их мужьях. Это что опять про неравный брак, власть денег и их неприятных последствиях?

 

Пьесу, написанную в 1881 году, впервые поставили в 1883-м в Малом театре, в котором главную роль, Евлалию, играла неподражаемая Мария Ермолова (1853-1928). В этом же образе в 1988 году на сцене Александринского театра выступила заслуженная артистка Императорских театров Мария Савина (1854-1915).

 

Заметным явлением в театральной жизни столицы стал спектакль  по этой пьесе в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, поставленный в 1972 году дебютантом, тогда 32-летним режиссером Алексеем Говорухо, окончившим в ГИТИСе в 1970-м курс режиссуры народного артиста СССР, профессора Андрея Гончарова. Спектакль тогда вышел с участием 30-летней Веры Алентовой в главной роли Евлалии Андреевны, и ее партнерами - известными актерами Сергеем Бобровым (Стыров), Ольгой Викландт (Марфа Севастьяновна, экономка) Ромуальдом (Романом) Вильдан (Мулин) и другими. Сейчас в их исполнении можно увидеть хорошо сохранившуюся телеверсию этого спектакля 1974 года.

 

Всего в новом спектакле 7 действующих лиц и исполнителей, раскрывающих основное содержание пьесы. Одну из главных мужских ролей - очень богатого человека Евдокима Егорыча Стырова, лет за 50, играет заслуженный артист России Андрей Анкундинов, мучающийся время от времени, что женился на молодой и ревнующий ее бесконечно. В образе молодой, эффектной и экзальтированной 30-летней Евлалии Андреевны, его жены, которая находясь в постоянном движении от своей любовной мечты и захватывающих ее чувств от этого, выступает миловидная Любовь Козий, которую по окончании Театрального института имени Бориса Щукина (курс Валентины Николаенко) в 2012 году приняли в труппу театра Сатиры. В роли богатого человека средних лет Никиты Абрамыча Коблова, компаньона Стырова по большому промышленному предприятию, выступает заслуженный артист России Игорь Лагутин, который со своим, не похожим ни на чей, зычным и громким, но временами приглушенным голосом, говорит: «Дайте им волю, посмотрите, что с нашими женами будет». В роли его жены, молодой женщины, притягательно женственной, уверенной в себе, Софьи Сергеевны, уже давно закончившей, что называется, семейные «университеты», предстает 36-летняя Инна Лясковец.  По окончании Школы-студии МХАТ (художественные руководители курса Алексей Гуськов и Михаил  Лобанов) она работала в Московском драматическом театре п/р Армена Джигарханяна, а с 2022 года, после объединения театров, стала актрисой театра Сатиры.

 

В роли симпатичного и скромного молодого человека Артемия Васильича Мулина, одного из главных служащих в конторе компании Стырова, которого хозяин просил присмотреть за его женой во время своей отлучки из дома, и к которому, как оказалось, уже давно неровно дышала Евлалия, выступает Артем Минин.

 

  В образ старого лакея Стырова, Мирона Ипатыча, перевоплотился Константин Карасик, который с лихвой в этом году можег  отметить 20-летний юбилей работы в театре Сатиры.

 

  В роли экономки, Марфы Севастьяновны, властной, строгой и моложавой женщины, ничем не напоминающей обычных прислуг-старушек, но следящей, не спуская глаз, за каждым шагом главных героев, выступает Лиана Ермакова.

 

  Небезынтересно, что все артисты во время действия, длительностью 1 час 40 мин., без антракта, (хотя в оригинале пьеса написана в четырех действиях) находятся, и в прямом и переносном смыслах, рядом друг с другом на сцене, сидя на стульях на каком-то возвышении по отношению к залу в ожидании своего выхода, и при этом словно, утопая с помощью фольги в золотых и серебристых волнах своеобразно уготованной им жизни, меняя раз за разом свое местоположение по отношению друг к другу в необычных для них самих и для самой сценографии условиях.

 

 Художник-постановщик необъяснимой сразу сценографии и художник красочных костюмов, особенно женских - белого и красного платьев героинь (соответственно для Евлалии Андреевны и Софьи Сергеевны) – Евгения Шутина, выпускница Школы-студии МХАТ (мастерская народного художника России Олега Шейнциса). Она - автор сценографии и костюмов более, чем к 40 спектаклям, в том числе к спектаклю «Ромул Великий» по пьесе Фридриха Дюрренматта в постановке Уланбека Баялиева  в театре имени Евгения Вахтангова.

 

  Соавторами режиссера Михаила Мокеева в постановке стали также художник по свету Дамир Исмагилов; хореограф, придумавший в том числе танцы со стульями и без, Сергей Землянский.  И композитор Алексей Айги.

 

 Идите и смотрите. Ближайшие показы спектакля запланированы на 25 декабря, а также на 2 и 14 января, 5 и 18 февраля 2023 года.

 

 

 

 

 Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники