"Сон смешного человека" по рассказу Достоевского показали на сцене на Новослободской

Опубликовано 22.12.2022 в разделе В театр! | Москва


17 декабря в Большом зале Мейерхольда на сцене театра «Школа драматического искусства», что на Новослободской, состоялась премьера спектакля, поставленного молодым режиссером из Новосибирска Кристиной Звыковой по мотивам одноименного фантастического рассказа Федора Достоевского «Сон смешного человека».  Впервые сочинение напечатали в апрельском ежемесячном журнале «Дневник писателя» 1877 года. 

 

Его особенность в том, что главный герой – одинокий и смешной человек, отчаявшись, решил покончить с собой. Но однажды, заснув с револьвером в руке, он видит сон, приоткрывший ему новый смысл жизни. И он говорит: «Я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…».

 

Примечательно, что 26-летняя Кристина Звыкова два года назад, в 2020 году, окончила Новосибирский государственный театральный институт по специальности «режиссер драмы» (мастерская  основателя и художественного руководителя Новосибирского городского драматического театра, заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Афанасьева). Затем, пройдя профессиональную переподготовку, окончила в Театральном институте имени Бориса Щукина в 2021 году курс по театральному менеджменту (мастерская директора театра имени Евгения Вахтангова Кирилла Крока), где приобрела опыт погружения в административные тонкости работы театра.

 

При этом, в 2021 году она стала финалистом Всероссийского конкурса управленцев "Лидеры России" в треке «Культура» и призером командных соревнований Национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters и "Таврида.АРТ" в направлении "Театр».

 

- Кристина, почему Вы выбрали для постановки малоизвестный рассказ Достоевского «Сон смешного человека»?

 

= Я люблю работать с малоизвестными произведениями. И в то же время для меня было вызовом взять для постановки Достоевского. Этот рассказ ставят только в формате моноспектаклей, а я решила поэкспериментировать и поставить спектакль на шесть актеров. Почему шесть? Я родилась 06.06.96.

 

- Как подбирали актеров и режиссерско-постановочную группу?

 

= В июле 2021 года представители Арт-кластера «Таврида» предложили мне, как их резиденту, принять участие в качестве режиссера в коллаборации с ArtMasters. Мы все приехали на Тавриду, и там впервые увидели друг друга. Я выбирала каждого участника команды путем жеребьевки, поэтому до сих пор считаю, что это был выбор моего сердца. Также путем жеребьевки мне достались и актеры. Все они учились во ВГИКе: Кучихидзе Никита, Воронцов Егор, Кунцевич Евгений, Налимова Мария, Федорова Арина, Демидова Анна (курс народного артиста России Игоря Ясуловича). В течение пяти дней мы разрабатывали эскиз нашей работы. Далее показали его экспертам и встретились уже в Москве, чтобы доработать сценографию, костюмы, грим. Свою работу мы показали на сцене Электротеатра и прошли в тройку финалистов. Именно поэтому наша работа была показана 2 ноября на Новой сцене Большого театра и транслировалась по Первому каналу. И тогда мы узнали, что серебряный кубок – наш. По условиям ArtMasters право на постановку полноценного спектакля получает только команда, занявшая первое место. Но поскольку наша работа запала в сердца экспертов, нам предложили доработать спектакль на сцене московского театра. Так что, в 2021-м  в июле мы познакомились, в сентябре получили серебряный кубок, и только в октябре 2022 года мы приступили к репетициям спектакля, премьера которого состоялась 17 и 18 декабря. 

 

- Как выбрали театр для постановки и как удалось реализовать сложную сценографию на сцене на Новослободской?

 

  = У меня есть ощущение, что театр для постановки я выбирала тоже сердцем. Потому что не знаю, как еще объяснить этот подлинный творческий процесс, с которым мы встретились. При этом директор театра Ольга Эдуардовна Соколова создала нам все условия для творческого поиска и его реализации.

 

   Все задают мне вопрос о сценографии в спектакле. Это было непросто согласовать и реализовать. И здесь я хочу поблагодарить технического директора театра «Школа драматического искусства» Александра Климушина. Все, что каждый видит на сцене, воплощено благодаря ему.

 

- Кто работал над хореографией?

 

= Я пригласила для работы над постановкой хореографа Константина Радькова. Поставила ему задачу – работаем с тренингами физического театра и выходим в импровизацию. Все, что происходит на сцене, рождено из тренинга. Хореограф не давал актерам готовый рисунок: с каждым актером работали индивидуально, отталкиваясь от его природы. Для актеров это было выходом из зоны комфорта. Мне кажется, что они справились с этим вызовом.

 

   -  А художники по костюму и гриму?

 

  = Художник по костюмам Софья Скороходова и художник по гриму Андрей Волосатых работали в творческом тандеме. Хотя у нас с ними разные вкусы, но при этом было полное понимание друг друга. Они не видят границ и преград, а это самое важное для меня.

 

     - А музыка в спектакле?

 

= Всю музыку для спектакля написала Галина Лямина. У нас нет ни одного случайного трека из подбора. Но с композитором мы работали дистанционно. Тут сложно говорить что-либо; нужно прийти на спектакль и услышать музыку.

 

      - У вас появились лонгсливы с афишей спектакля

 

           = Да, у нас есть лонгсливы с афишей спектакля, в которых вся команда вышла на поклон. Это - мой подарок команде. Но вопросов про них задают много, так что мы уже подумываем о запуске своей линии мерча.

 

       - Какова дальнейшая жизнь спектакля?

 

                 = Спектакль вошел в репертуар театра «Школа драматического искусства» на сцене на Новослободской. Следующий показ состоится 21 января; билеты в продаже. Далее спектакль будем играть каждый месяц. Мне кажется, что спектакль сам определит продолжительность своей жизни. Никогда не понимала стремление режиссеров искусственно поддерживать жизнь своих спектаклей.

 

      - Какие остались впечатления после премьеры?

 

= После премьерных показов ко мне подходили абсолютно незнакомые зрители, обнимали и со слезами на глазах говорили: «Спасибо, что Вы это сделали. Это так сейчас необходимо». Несколько человек признались, что приходили на закрытую сдачу спектакля, а после нее купили билеты на премьеру и привели своих близких. Честно, не рассчитывала на такой зрительский отклик. Если наш спектакль побуждает на это зрителей разного возраста, то все было не зря.

 

Спектакль «Сон смешного человека» по Достоевскому смотрела и вела беседу с режиссером Кристиной Звыкиной 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники