«ЭТОТ РЕБЕНОК» РОДИЛСЯ В ТЕАТРЕ САТИРЫ

Опубликовано 23.12.2022 в разделе В театр! | Москва


 Вот, и случилось необыкновенное представление в небольшом зрительном зале, прямо на «Чердаке Сатиры», спектакль по пьесе 59-летнего французского драматурга Жоэль Помра с названием «Этот ребенок», поставленный молодым, но достаточно опытным режиссером Никитой Кобелевым. Он не раз заявлял о себе добротными постановками, в том числе нашумевшим «Бердичевым» Фридриха Горенштейна в Театре имени Вл. Маяковского, получившем в 2014 году театральную премия «МК» в номинации «Лучший спектакль». 

 

Примечательно, что в 2006 году Жоль Помра стал писать пьесу по заказу Национального драматического центра Нормандии и «Фонда семейных пособий Кальвадоса», чтобы напомнить проблемным малообеспеченным слоям населения о ценностях семьи и родительства. Поэтому писатель и актёры его театральной труппы “Компании Луи Бруйяр”, основанной им в 1990 году,  выезжали в небольшие нормандские городки и вели беседы с разными женщинами из бедных семей об их детях и семейных отношениях, благодаря чему и написана пьеса «Этот ребёнок». Предполагалось, что показывать ее постановку будут таким же малоимущим людям в тех местах, где они бывают, а не на театральной сцене. Именно поэтому Помра отказался от декораций и создал почти статичный спектакль-вербатим, «встраиваемый» в любое компактное пространство. 

 

Таким его представили и в театре «Практика» п/р Эдуарда Боякова, пригласившего драматурга в 2007 году на постановку пьесы. Тогда ее автор, проведя кастинг, выбрал по его результатам актёров, и презентовал уже оценённую по достоинству на своей родине постановку русской публике.

 

Но по признанию Никиты Кобелева, он, начав с нуля, не видел этой постановки. Поэтому и сценография в его спектакле получилась иная. К тому же он выступил не только как режиссер-постановщик этого спектакля, но и как его художник-постановщик. И эту работу можно увидеть сразу, как только входишь в зрительный зал и обращаешь внимание на сцену, не закрытую занавесом. На ней размещено множество разных предметов, вперемежку стоящих друг к другу. Здесь и детская кроватка для грудника, и гладильная доска, и спортивный снаряд для упражнений, и большой телевизор, и громадная белая дверь, и множество других предметов, занявших все открытое пространство.

 

Но, как оказалось, это было временное явление. Когда начался спектакль, на сцене в тот или иной момент оставались только те предметы, в интерьере которых происходил показ тех или иных коротких, но самостоятельных эпизодических историй, происходящих с разными людьми и в разное время. Их на самом деле в спектакле было десять. И каждая из них, имея свое конкретное название, повествовала лишь о грустных и противоречивых взаимоотношениях между родителями и детьми разных возрастов, что называется от мала до велика.

 

Например, разведённый отец (Антон Буглак) и его шестилетняя дочь (Соня Владимирова), пришедшая к нему в гости, но при этом в трогательном и в то же время жестком диалоге «Ты говоришь со мной как с чужим» с раздражением дает ему понять, что не желает с ним оставаться. Девочка обижает его тем, что, отвечая на его вопросы, твердо говорит, что без него не скучает и скучать не будет, если они даже больше не увидятся.

 

Или разговор подвыпившей матери (Елена Ташаева) с десятилетним сыном (Боря Луговской) в диалоге «Перед уходом в школу», когда мальчик убеждает мать, что ему нельзя опаздывать в школу, а она, сознательно задерживая его, упрекать сына в том, что он ее не любит.

 

Но более всего в спектакле затрагивает в первом эпизоде пронзительный «Монолог беременной» в исполнении Майи Горбань, когда ее героиня, молодая женщина, ждущая ребенка, терзается от сознания того, что к ней всегда плохо относилась ее мать. И она в нервном возбуждении твердит лишь об одном - о том, как она будет относиться к своему ребенку по-другому, что будет его любить и докажет своей матери свою ценность и ее неправоту. А после объединения режиссером в один сюжет трех, казалось бы, независимых друг от друга эпизодов, в том числе «Встречи на лестничкой клетке» и «Роды» становится ясно, что этой молодой женщине не суждено в силу сложившихся обстоятельств достичь того, чего бы ей хотелось и о чем она мечтает. И именно поэтому, встретив на лестничной клетке уже не молодую пару - мужа (заслуженный артист России Александр Мохов) и жену (Ольга Чернова), не имеющих своего ребенка, но при этом проявивших внимание и чуткость к ребенку молодой женщины (Майя Горбань), она от отчаяния, что не сумеет справиться с нелегким грузом родительства, насовсем отдает этим, вдруг растерявшимся людям, только что родившегося своего ребенка. Вот так оказывается тоже бывает…

 

Отрадно, что в спектакле в отдельных эпизодах заняты такие замечательные артисты, как Никита Манилов, Марина Маняхина и Юлия Пивень, в прошлом выпускники разных лет Театрального института имени Бориса Щукина.  И особенно приятно видеть двух талантливых детей, выступающих на равных с опытными драматическими артистами.

 

Спектакль в полтора часа времени без антракта вмещает в себя глубокие, по сути, хотя и короткие, но кажется, что совсем реальные истории из жизни самых обычных людей, будто ненароком подсмотренные в замочные скважины. Но главное, что сыграно все отменно и поставлено настоящим мастером своего дела.

 

Это надо видеть. Ближайший спектакль 29 декабря, в четверг, 19.00.

 

 

 

 Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники