«Живые и мертвые» в театре Гоголя.
Полина Агуреева поставила спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова к юбилею Сталинградской битвы. Премьера прошла на Зимнем фестивале искусств под руководством Юрия Башмета на сцене Театра имени Гоголя. 2 февраля 2023 года в день празднования 80-летия Победы в Сталинградской битве предпремьерный показ спектакля состоялся в городе-герое Волгограде.
«Понимаем ли мы сегодня, что эта цифра — не просто дата в календаре? Это событие огромной исторической важности и грандиозности, за которым стоит жизнь ЧЕЛОВЕКА. Осмыслить это сегодня, быть может, важнее, чем в прежние десятилетия. К этой дате поставлен наш спектакль. Роман Симонова "Живые и мертвые" написан изнутри тех событий. Это сложный синтез художественной правды и почти документальной точности в изображении военной реальности. Этой книге веришь. Война в книге осмыслена философски — и в ее величии, и в ее нелепостях и противоречиях…», - говорила накануне премьеры сама Полина, родившаяся в Волгограде.
Драматическое действие спектакля разворачивается в уникальных декорациях: на ступеньках двух лестниц, которые с авансцены поднимаются к заднику сцены. Здесь же сидят музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Народного артиста СССР Юрия Башмета, которые сопровождают постановку своим профессиональным «статусом» импровизаторов.
Художник по костюмам Павел Алехин одел музыкантов в гимнастерки и ушанки, галифе и валенки с сапогами. Сценография Марии Митрофановой и видеомэппинг Ильи Старилова емко дополняют действо, которое «перемололо» в жерновах войны огромное количество человеческих судеб и жизней, брошенных в волжскую «мясорубку».
Константин Симонов писал: «...Впереди Сталинград. В ледяной ловушке там сидят 25 немецких дивизий. Сидят и ждут... А чего они могут ждать в окружении? Нашего штурма? Чуда? Гибели? Да всего вместе. Чего они там делают в новогоднюю ночь в своих ледяных норах? Что чувствуют, на что надеются?»
Порыв молодого режиссера Полины Агуреевой понятен: родной город, славная дата, уникальный текст Симонова. Но вот с воплощением получился «затык». То ли года подготовки было мало, то ли на генпрогоне (именно там я смотрел спектакль) что-то пошло не так, то ли болезнь Николая Чиндяйкина (он слег буквально перед премьерой) «выбила» всю труппу постановки с нужного ритма – но режиссуры как таковой не было видно, да игра актеров было уж слишком статична. Единственный персонаж, который действительно ИГРАЛ – Иван Добронравов - эмоционально, талантливо, мудро и по-военному правдиво. Остальные артисты просто произносили текст, порой и его забывая (Федор Малышев). Еще раз обращаю внимание – все это было на генеральной репетиции.
В спектакле заняты: Илья Шакунов, Максим Литовченко, Алексей Вертков, Николай Чиндяйкин, Юрий Беляев, Иван Добронравов, Федор Малышев, Варвара Насонова (она, также как и Добронравов – ИГРАЛА – чувственно и звонко), Владимир Кочетков, Александр Ведменский, Тамара Разореннова, Антон Ромм, Сергей Хачатуров, Евгений Дубовской.
Музыка Маэстро Башмета и его коллектива - это самостоятельная выразительная единица спектакля «Живые и мертвые» - драматический минор. По инициативе Юрия Абрамовича в финале повествования использовали оригинальную цитату из «Фантазии для 2-х фортепиано» Шуберта. Кадры кинохроники погибших в Сталинградской битве завершились звучанием кварты вступления и темы фантазии в исполнении дуэта ГЕНИЕВ музыки - Святослава Рихтера и Бенджамина Бриттена.
Неоднократное заедание патефонной пластинки в окончании спектакля – как набат нам нынешним, которые должны помнить о ценности человеческой ЖИЗНИ.
Сабадаш Владимир.
Фото – Юрий Покровский.
Окультурить друзей: