Алексей Титков: «Мне близок образ романтического героя»
Алексей Титков — представитель актерской династии, с детства знавший, чем он будет заниматься в будущем. Окончив курс А.А. Андреева, артист поступил в ТЮЗ имени А.А. Брянцева, где служит уже 31 год. Харизматичный, вдумчивый, виртуозно раскрывающий каждый воплощаемый характер, артист играет Рассказчика в «Бедной Лизе» Марка Розовского, Лебедева в «Иванове» Дениса Хусниярова, сеньора Капулетти в «Ромео и Джульетте» Александра Морфова, а также исполняет главные роли в мюзиклах - «Обыкновенном чуде» Алексея Франдетти и «Алых парусах» Сусанны Цирюк. О работе в музыкальном жанре, романтическом ореоле образов и близких по духу режиссерах, узнаете из нашего интервью с артистом.
- Алексей Викторович, огромную популярность приобрела премьера этого сезона - мюзикл «Обыкновенное чудо», где вы исполняете роль Короля. С какими сложностями вы столкнулись в работе над ролью?
- Когда я увидел распределение - у меня возник страх — Евгений Леонов гениально исполнил роль Короля. Я запретил себе думать о том, что делал артист, размышлял о смыслах и, в первую очередь, отталкивался от характера музыки. В фильме у Короля вообще нет песен: Марк Захаров намеренно сделал так, что Король не поет. Вообще партитура роли Короля содержит большой музыкальный материал: в нашем мюзикле я пою 3 песни. Конечно, это достаточно сложные вещи — они написаны для тенора, а я все-таки бас-баритон, поэтому мы их чуть-чуть опустили. Самая любимая композиция - «Разгул короля» - это хороший, рокерский шлягер.
В мюзикле сначала идет работа с музыкой, затем — со словом. Когда я понял, что делать в музыкальных произведениях, я начал развивать свою роль в драматическом плане. Но тут есть важная особенность: все наши герои - персонажи Волшебника, и об этом нельзя забывать. Вроде как настоящие люди, а вроде как и ненастоящие - поэтому им можно придумать какие-то более яркие, странные проявления. Я играю человека, которые не осознает, что действуют благодаря чужой воле — он приезжает к Волшебнику, даже не зная почему. Может быть он не помнит даже того, что было вчера и позавчера, потому что его придумали совсем недавно.
- В спектаклях: «Вредные советы», «Энтин шоу», «Все мыши любят сыр», «Бедная Лиза» и многих других у вас прекрасные музыкальные номера — вы замечательно поете. Чем был ценен опыт работы с Сусанной Цирюк и Алексеем Франдетти?
- Сусанна Цирюк и Алексей Франдетти — абсолютно разные люди: с Сусанной у нас сложились теплые отношения, она репетирует по-домашнему, Алексей более конкретный, деловой, работает как в кино. Но в главном они похожи: они точно знают, что они делают и четко идут к поставленной цели. Поскольку я не очень хорошо знаю законы музыкального театра, я вполне доверился режиссерам, и меня порадовало, что режиссеры доверились мне как артисту, и у нас образовалось хорошее взаимопонимание.
Мне было интересно следить за тем, как ткань музыкального произведения вплетается в драматическое, как драматический кусок переходит в музыкальный — легко и без швов. Было любопытно погрузиться в законы существования драматического артиста в мюзикле.
- Ваши герои — Лонгрен («Алые паруса»), Король («Обыкновенное чудо»), Лебедев («Иванов»), сеньор Капулетти («Ромео и Джульетта») — отцы, воспитывающие дочерей. Что их роднит и кардинально отличает?
- Как это ни странно, получилось, что все они — пьющие люди. Наверное, это признак определенной травмы. Безусловно, они - разные персонажи, но их объединяет то, что они очень любят своих дочерей и в какой-то степени виноваты в той беде, которая с их детьми случается. Кстати, первого Отца я сыграл в «Нашем городке» М.Б. Лурье.
- Лонгрен и Король создают для своих дочерей романтическую иллюзию о мире, которая вынуждена разбиться о лед реальности.
- Хорошее слово — романтическая иллюзия, потому что все эти персонажи — романтические герои. Мне нравится этот образ, наверное подспудно я его каким-то образом несу. Плюс у меня у самого взрослая дочка.
- Когда вы впервые сыграли романтического героя?
- В 10 классе, это была школьная самодеятельность — я играл в спектакле, который сейчас ставится в нашем театре, исполнял роль Гордого в повести «Прощай овраг».
- Чем привлекателен образ романтического героя?
- Романтический герой противопоставляет себя обществу, выступает один против всех, неважно прав он или нет. Это не значит, что он — исключительно положительный персонаж. Например, Король в «Обыкновенном чуде» — романтический герой, он абсолютно одинок, но далек от положительного ореола. Меня привлекает тема осознанного одиночества. Когда мы репетировали «Тития Безупречного» с Борисом Павловичем, ярко прослеживалась определенная тема: человек делает правильные вещи, а все окружающие крутят пальцем у виска. Герой нашел кошелек и отнес его в полицию, все говорят - дурак, мог бы у себя деньги оставить. Так часто бывает в нашем мире: человек делает что-то настоящее, но остальные этого не понимают, потому что это не вписывается в определенные «нормы» жизни.
- Алексей Викторович, а кто из режиссеров помог вам открыть вашу актерскую индивидуальность?
- А.С. Кузин, И.В. Латышев, М.Б. Лурье, А.А. Андреев — это люди, которые повлияли на меня, как на артиста, благодаря которым я двинулся дальше. А.А. Андреев — мой мастер, который дал основы профессии, взял в театр. Иван Латышев, с которым мы выпустили спектакль «Рождество 1942», придал уверенности в своих силах. С А.С. Кузиным во время работы над спектаклем «Бешеные деньги» я заново прошел все 4 года обучения в институте, он как будто насытил меня профессией. М.Б. Лурье я благодарен за то, что после «Нашего городка» я начал по-особому работать с художественными текстами и получать от каждого огромное удовольствие.
Артист идет по жизни и вдруг встречается кто-то или что-то, что дает новые силы для продолжения занятия профессией. И ты берешь что-то новое и вскакиваешь на какую-то более высокую ступеньку, идешь дальше и понимаешь, что еще на одну ступеньку можешь зашагнуть. И так до бесконечности. Это большое счастье, когда человеку встречаются такие люди или происходят такие события, потому что я знаю артистов, у которых таких встреч не произошло, и только благодаря своей работоспособности они идут дальше и развиваются.
- Что вы вкладываете в понятие театр?
- Театр — это спасение от внешнего мира. Может быть, это вымышленное ощущение, но тем не менее. Вот говорят, 90-е годы были ужасные, они действительно были такие и денег не было совсем, но именно в 90-е годы мы играли по 30-40 спектаклей в месяц, поэтому они прошли незаметно. Денег не было, но и особенно тратить их было некогда. Для меня каждая новая работа — это новый вызов, страх, неуверенность, удовольствие, но главное — путь, который невероятно увлекателен и содержателен.
Елизавета Ронгинская
Окультурить друзей: