«У Чехова все герои несчастны. Только они об этом не знают».
Так сказал о главном накануне премьеры неповторимый и обожаемый театралами Авангард Леонтьев на пресс-подходе.
Режиссер Денис Азаров к юбилею МХТ имени Чехова представил на суд критики и зрителей «сцены из деревенской жизни» - пьесу «Дядя Ваня».
«Это сложная пьеса сложного автора про сложных людей», - так охарактеризовал Азаров то, над чем работал вместе с труппой постановки.
Практически чеховский текст, на экране сосновый бор в лучах солнца, на сцене – лес, деревья, превращающиеся в доски, деревенская терраса, кипящий самовар, подмостки усыпаны стружкой, серебристая луна (три) сквозь дощатый лес, театральный туман, раскуроченные книжные шкафы (во втором отделении) и дворовые девицы в майках и балетных юбках – таков мхатовский «Дядя Ваня» от Азарова.
Герои постановки, выражающие свои чувства современными формами, три часа пленят публику мхатовскими талантами Авангарда Леонтьева (Серебряков), Светланы Колпаковой (Елена Андреевна), Павла Чинарева (Астров), Дарьи Трухиной (Соня), Дарьи Юрской (Войницкая), Ивана Дергачева (Телегин), а также приглашенными «звездами» Сергеем Епишевым (главный герой) и Ириной Выборновой (старая няня).
Главная «проблема» спектакля в том, как считает режиссер, что « ..тут нет ни одной счастливой влюбленной пары. И ни у кого нет шансов на простое семейное счастье».
Ему вторит и доктор Астров, говорящий словами своего персонажа: «Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки. А поживешь с ними года два-три, и мало-помалу сам незаметно для себя становишься чудаком».
Вот в этом «чудачестве» и происходят события пьесы Чехова, где герои пытаются найти «семейное счастье». Дядя Ваня (Сергей Епишев) величественен и неудержим в своих помыслах, Елена Андреевна (Светлана Колпакова) - суть любовного треугольника, профессор Серебряков (Авангард Леонтьев) - домашний тиран, но чертовский обаятельный, Астров (Павел Чинарев) – импульсивно мечущийся герой с невероятной мужской харизмой, Соня (Дарья Трухина) – потрясающе правдоподобна в своих любовных страданиях.
«Податливая» Елена Андреевна, готовая «до гробовой доски» ходить за больным мужем, с достоинством отказывает «инфантильному» дяде Ване и «разруливает» любовные поползновения Астрова, произнося в какой-то момент великую фразу: «Талантливый человек в России не может быть чистеньким».
Дядя Ваня (Сергей Епишев) до безобразия истеричен, постоянно «прикрывается» мамашей, живет миражами, но невероятно артистично самодостаточен как главный чеховский персонаж. Ирина Выборнова из Театра имени Гоголя в эпизодической роли старой няни поражает бархатистым тембром голоса и молчаливым присутствием в разыгрываемых «страстях».
Павел Чинарев в роли Астрова борется за сохранение леса, попутно являясь гранью любовного треугольника. Свою неразделенную любовь доктор заливает водкой, параллельно ведя философские беседы.
Соня, дочь Серебрякова, воплощенная на мхатовской сцене Дарьей Трухиной, буквально влюбила в себя импровизацией, актерской экспансией и умопомрачительным талантом ее воплощения на легендарных подмостках.
«Интеллигентные люди, переживающие свой личный кризис» - так охарактеризовал персонажей постановки главный герой пьесы Сергей Епишев. Они все одиноки, «пагубно» мечтательны, наивно надеющиеся на любовь и счастье, но живущие «чужую» жизнь и не желающие в этом признаваться. А пока главные герои чеховского «Дяди Вани» пытаются «разрулить» свою судьбу через ничего не решающие философские изыскания, прислуга самовыражается в домашнем театре. Войницкая (Дарья Юрская), мать умершей первой жены доктора Серебрякова, ставит с дворовыми девками балет, а мужики упражняются возле станка, старательно «оттачивая» плие и па.
Серебряков Авангарда Леонтьева - человек убеждений, которые не принимает практически никто. «Роль для меня очень трудная», - говорил Народный артист перед премьерой. Но именно финальные слова профессора помнят и повторяют уже на протяжении полутора веков: «Надо, господа, дело делать! Надо дело делать!»
Азаров и мхатовцы (совместно с приглашенными артистами) свое «дело» талантливо донесли до публики с чувством выполненного долга. Теперь очередь за зрителем – посмотреть «Дядю Ваню» в МХТ имени Чехова.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: