Об Онегине и Ленском в спектакле «Чудный сон Татьяны»

Опубликовано 25.03.2023 в разделе В театр! | Москва


В театре «Школа драматического искусства» (ШДИ) на Сретенке, созданном в 1987 году режиссером Анатолием Васильевым, состоялась премьера музыкальной драмы «Чудный сон Татьяны» по роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Каждому знакомо это хрестоматийное произведение. И многие помнят эпизод мистического и пророческого сна Татьяны, описанный в строфах XI-XXI главы 5 романа. А начинается она так:

 

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена… (строфа XI)

И заканчивается в строфе XXI, где Татьяна становится свидетелем убийства Ленского ее «коварным искусителем» Онегиным. Увидев этот страшный сон, она проснулась в ужасе и не хотела верить в то, что ее видение может быть вещим. Но так оно и случилось.

 

Автором и постановщиком уникального путешествия по роману А.С. Пушкина стал актер и режиссер ШДИ Олег Малахов, ученик Анатолия Васильева. Являясь преподавателем актерского курса в Институте культуры и искусств Московского городского педагогического университета (МГПУ), он все свои знания и опыт, методику и технику игры, полученные от учителя, передал своим студентам. Именно они, выпускники 2022 года, и молодые актеры ШДИ почти девять месяцев трудились над спектаклем «Чудный сон Татьяны», который показали на главной площадке ШДИ в зале «Манеж». Это волшебное театральное пространство, с его мостом, галереями и амфитеатром, позволило создателям спектакля, фантазируя, широко раздвинуть границы театрализованного представления.

 

Среди участников захватывающего более чем трехчасового красочно-мистического действа особый интерес вызвали два исполнителя: красавец в черном смокинге с бантом - Константин Сакович в роли Евгения Онегина, и очаровательный молодой человек в светлом костюме, Кирилл Тепляков, в роли Владимира Ленского. Это и побудило меня по окончании спектакля спросить их о том, что они думают о своих непримиримых героях.

 

= Мой персонаж Владимир Ленский в спектакле "Чудный Сон Татьяны", - начал Кирилл Тепляков, - не является типичным образом молодого инфантильного поэта, каким его представляют.  В этой постановке он - антипод Онегина, который не являет собой более слабую фигуру по сравнению с ним. Небезынтересно, что Олег Николаевич Малахов упомянул, что во время работы над "Евгением Онегиным" Пушкин заключил в образы Евгения и Владимира две версии себя: он - "до русской хандры" и "после".

 

Именно по причине равновесия сил между Онегиным и Ленским, в нашем спектакле смертельный выстрел совершает не Евгений, а персонаж "Черный человек" (Андрей Лушников) - образ рока, нависшего над всей историей.

 

В жизни, мы с исполнителем роли Онегина, Костей Саковичем, дружим, и это помогло нам создать "химию" на сцене, что сделало историю наших персонажей правдивее и ярче.

 

Похож ли мой персонаж на меня? Можно сказать, что любой мужчина найдет в себе черты Ленского, если вспомнит свои первую любовь и юношеское влечение. 

 

Мой мастер, профессор Института современного искусства, народный артист России Алексей Игоревич Шейнин говорил своим ученикам, что надо быть собой на сцене. Поэтому в образ я вношу и самого себя, что делает нас с Ленским похожими людьми. Но, исходя из личного опыта, могу утверждать, что в тех же обстоятельствах я вел бы себя иначе.

 

Во время работы над ролью я перечитывал письма-сообщения, которые писал к своей первой любви, пытаясь вспомнить свои эмоции и переживания на тот момент. Это помогло мне раскрыть "улыбку" Ленского. А линия Ольги и Ленского давалась мне довольно легко во многом благодаря моей партнёрше Ксении Мачихиной, в очарование которой невозможно не влюбиться. Ленский в отношениях с Ольгой раскрывается, проявляя свою светлую натуру, мягкое и благородное сердце, сильную любовь, которая заставляет его принять решение о вызове Онегина на дуэль, о чем впоследствии он пожалеет.

 

= В свою очередь, Константин Сакович, создатель образа Евгения Онегина, считает, что этот образ заманчив для актёрского пытливого нутра, так как в нем есть те полярности, которые хочется пережить. Ведь всё начинается легко и непринужденно: увлечение красивыми девушками, шампанским и танцами. Пока это не сменится "русской хандрой", которой, в теории, подвержен каждый молодой человек. А кончается эта история "землёй выжженной". Это та метаморфоза, которой я предаюсь во время спектакля. 

 

 В моём Онегине постоянно преобладает "демонизм". На это в спектакле указывают свет, грим, техника произнесения текста. "Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык… ". Путь познания этого образа был непрост, но тем интереснее.

 

В начале работы каждый участник перешагнул через традиционное понимание романа Александра Сергеевича. Мы знаем из школы, что его герои - Онегин и Татьяна; сначала он отверг её, а в конце она его. Для понимания содержания произведения необходимо было произвести колоссальную работу по изучению различных тем, через творчество самого же Пушкина, через стихотворения о дружбе и любви.

 

Лично для меня было сложно принять позицию Онегина по отношению ко всему обществу, к простоте и скуке жизни. Смех, едкие колкости в виде эпиграмм и лёгкость давались мне не сразу. Я люблю Онегина всем сердцем. Через него я лучше смог узнать стороны своей личности, подчас не самые лучшие.

 

Мне радостно от того, что моей первой серьёзной ролью в театре ШДИ оказался именно Евгений, с которым теперь мы будем вместе расти и развиваться. 

 

И еще: в спектакле 7 Татьян. Кто-то не поймет, почему. Но с помощью такого эффекта достигается показ многогранной личности героини.

 

 Режиссёр спектакля "Чудный сон Татьяны" Олег Николаевич Малахов - мой мастер. Мне повезло с ним работать и как с режиссером, и как с педагогом МГПУ. Уложив педагогическую основу и возведя каркас в виде ранее упомянутой актёрской позиции, он украсил всё режиссерским фасадом. Ему удалось всех нас сплотить и превратить в единый сложный организм. И если вынуть из него хоть одно звено, получится совсем иная история.

 

 Для нашего курса выход в "Манеж" означает, что наша мечта сбылась. И это не сон, а реальность. Я помню свои ощущения, когда стоял в этом зале и там не было декораций и света. Этот масштаб пугал, волновал и пленял. Но теперь, когда все свершилось, понимаю, что это не конец пути, а отправная точка для дальнейшего плавания.

 

Все это стало явью благодаря руководству театра ШДИ - директору Ольге Эдуардовне Соколовой и руководителю репертуарной части, куратору выпуска новых постановок Кириллу Викторовичу Фёдорову. Они, увидев в нашем молодом актерском коллективе перспективу, дали нам возможность проявить себя сполна. Это бесценно.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники