Настя Ермакова: «Чем разнообразнее твои знания и род занятий, тем богаче твой мир и больше открытых дверей».

Опубликовано 02.04.2023 в разделе Спорт | Москва


Так думает и по таким правилам живет 4-х кратная Олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира, Европы и России в синхронном плавании  Настя Ермакова. Красавица, спортсменка, тренер, писательница, кулинар, жена и мама ответила на вопросы корреспондента нашего издания.  

 

Как происходил выбор между танцами и синхронным плаванием?

 

- Это, своего рода, был естественный отбор. Мне очень нравилось танцевать, а также плавать. Танцевальная секция была моим первым серьезным занятием. Дальше, когда я узнала о синхронном плавании и попробовала, выбор был достаточно прост. В то время как танцы это только танцы, синхронное плавание включает в себя и танцы, и плавание, и еще много чего. На тот момент этот вид спорта был больше искусством, нежели спортом, особенно, таким тяжелым, как сейчас, поэтому выбирать, долго не пришлось. Я остановилась на «всем том, что любила,  в одном флаконе».

 

Требовательность Татьяны Покровской – это миф, или реально вы были в «ежовых рукавицах»?

 

- Нет,  это совсем не миф, это настоящая реальность, которую мы прочувствовали на себе. А как еще ей удается выигрывать на протяжении стольких лет?!

 

Татьяна Данченко – это антипод Покровской или «продолжение»?

 

- Да это, скорее всего полный антипод. Но, несмотря на абсолютно разный подход,  в одном они едины: это требовательность и перфекционизм. Так что, с Татьяной Данченко тоже «откупаться» не получится.

 

Как сложился дуэт с Анастасией Давыдовой? И что там с именами – Ася и Настя?

 

- Дуэт сложился по стечению обстоятельств. Много лет, как на нас смотрели и говорили, что получился бы идеальный дуэт. Но мы были в разных спортивных обществах, а в те времена слияние спортсменок разных обществ  в один дуэт было недопустимым и, я бы даже сказала, нереальным. Поэтому на протяжении несколько лет так и продолжали плавать в разных обществах и бороться друг с другом. В один из годов у Аси тренер переехала жить и работать за границу - подписала контракт, и она осталась, можно сказать, одна. Тогда мой тренер решила воспользоваться моментом и пригласила ее перейти к нам в клуб и, соответственно, в дуэт. Все, конечно, было очень не просто. Отреагировали на ее переход плохо, это, своего рода, стало очень громким  событием «века». Но перейти никто не мог запретить. И после этого случая все чаще и чаще стали такие переходы спортсменок, а дальше это превратилось в постоянную практику, и теперь тренеры, специально договариваются и создаются более похожие и сильные дуэты.

А с именами все вообще просто. Мое имя с детства Настя, Асю же всегда, с рождения, звали Асей. Анастасия же это имя по паспорту. 

 

Кто в вашей паре был ведущий, а кто ведомый – и как к этому «приплыли»?

 

- Я думаю, что у нас не было ни ведущих, ни ведомых. Мы всегда были наравне и всегда прислушивались  друг к другу. У каждого всегда было свое мнение, и работали всегда на равных. В разных ситуациях, в зависимости от того, что было лучше для общего результата, выбирали одно или другое мнение. На мой взгляд, идеального дуэта не может получиться, если кто-то сильный, а кто-то слабый, это касается всего и, в том числе, и характера. Рано или поздно, непременно, произойдет разрыв.

 

Несколько слов о каждой из четырех Олимпийских победах.

 

- Первая медаль, 2004 год в дуэте была одна из самых желанных, потому что была ПЕРВАЯ. С детства у тебя есть мечта стать Олимпийской чемпионкой и вот, именно в этот момент, ты ей становишься, достигаешь столь желаемого и долгожданного. Плюс, в нашем случае, она также стала сильно выстраданной из-за борьбы за путевку на Олимпиаду в дуэте.

Вторая медаль, также не далась легко. Вы только представьте: первая Олимпиада, мы молодые спортсменки, а тут такой казус с музыкой. Никогда в истории синхронного плавания на Олимпиаде такого не случалось, а нам пришлось столкнуться с этой проблемой в борьбе за золотую олимпийскую медаль, для многих из нас она была первой. Ну и, конечно же, это добавило еще больше эмоций, а вместе с ними и воспоминаний к нашей первой двойной олимпийской победе. Вернуться с первой Олимпиады с двумя золотыми медалями не многим удается, а нам удалось.

 

Третья и четвертые медали были совсем другими. Я бы сказала, более спокойными в эмоциональном плане. Они были в программе, написанной еще в 2004 году, когда мы решили продолжать тренировки. Тут не было спонтанности, не было явных видимых преград. Все шло по плану. Но эти медали были и очень тяжелыми как в физическом, так и эмоциональном плане. Мы уже так не «горели» внутри. Это было работой. День за днем мы шли к цели, «пахали», но не было той мотивации и желания достигнуть как в первый раз, а это помогает и дает много сил. Плюс, на протяжении 6 лет я мучалась с плечом, постоянные походы по врачам, инъекции, обколы… Когда я стояла на пьедестале я просто была рада, что добралась. Что сделала это, что дошла, что теперь можно отдыхать… Дальше только появилась мысль, что я стала 4х-кратной Олимпийской чемпионкой. А вначале только опустошенность, дикая усталость и удовлетворение, что мы дошли до цели.

 

Вопрос дилетанта: приятнее выступать  в дуэте, или в группе?

 

- Это две абсолютно разные вещи. В дуэте знаешь, что все внимание на тебя, это индивидуальный вид. К тебе больше внимания, у тебя больше узнаваемости. В группе внимание на программу, на общую картинку. Ты плаваешь с командой и перед тобой огромная ответственность: никого и ничей труд не подвести. Результат всегда один: ты плаваешь за победу, за медаль… обе программы интересны и сложны. Только если ты в дуэте, то ты можешь быть и в группе, если же ты в группе, то мало кому может посчастливится быть дуэтом. Это колоссальный и двойной труд.

 

Легендарное противостояние с Машей Киселевой и Ольгой Брусникиной – кто и как это «дерби» выиграл?  Или ничья?

 

- Ну как же ничья. Борьба была за Олимпиаду в Афинах. Победитель ехал на эту Олимпиаду дуэтом. У нас с Асей есть золотая медаль из Афин в программе дуэтов. Мне кажется, ответ очевиден.

 

Композиция «Дон Кихот» в Афинах – это вершина вашего «водно-музыкального» творчества, или все же «Светит месяц, светит ясный»?

 

- «Дон Кихот» это для многих одна из самых любимых программ. Это произвольная программа, очень сложная и завораживающая. «Светит месяц» это короткая (техническая) программа в Пекине. Они несравнимы. Но можно сравнить с «Пер Гюнтом» ( в пещере горного короля): произвольная программа, что мы показывали в Пекине на Олимпиаде в 2008. Они совершенно разные, но, на мой взгляд, обе очень запоминающиеся и восхитительные программы и, без сомнения, нереально тяжелые как физически, так и технически.

 

Если возможно – какая конкретно «напасть» помешала поехать на Олимпиаду в Лондоне?

 

- Их было две: первая это старая травма плеча, с которой я тренировалась и выступала в течении 6 лет. После Пекина я все-таки сделала операцию, но на 100% проблему не решила, боль вернулась. Вторая - это порванная сетчатка глаза в двух местах. Мне ее «залатали» лазером после Олимпиады, но предостерегли, что серьезные физические нагрузки я должна забыть. Я, конечно, сразу не сдалась и, все же, решила рискнуть. Но, положив обе проблемы на весы, поняла, что это только период, а дальше у меня еще вся жизнь впереди и, поэтому, одно другого точно не стоит.

 

Успехи ваши воспитанниц – несколько имен и турниров.

 

- Ну, наверное, самые громкие это золотые медали итальянцев в микс дуэтах на ЧМ и это совсем не мало.

 

Книга «Танцующая в воде» - чья идея, как писалось и что в итоге получилось?

 

- Это была моя идея, на тот момент я еще не была готова к биографической книге, но хотела рассказать подробно о синхронном плавании. За время моей спортивной карьеры год от года нам задавали всегда одни и те же вопросы и, несмотря на то, что со временем было уже множество различной информации, вопросы продолжались. Причем вопросы не сложные, а самые простые, базовые, поэтому и родилась идея написать книгу, отвечающую на эти «классические» вопросы. Но чтобы сделать ее еще более интересной для обычного человека, далекого от синхронного плавания, я пригласила знакомую, профессора по языкам в Италии. Она,  будучи очень далекой от этого вида спорта и спорта вообще, задавала мне вопросы, которые были интересны для  того, что бы понять все об этом спорте -  я отвечала. В результате книгу решили оставить в том же формате «вопрос-ответ», разделив на главы по тематикам.

 

В книге - ответы на вопросы начинающей спортсменки. Это для себя, или больше для будущих чемпионок?

 

- Конечно же, это для будущих спортсменок, а также для действующих, для их родителей, да и просто для тех, кто хочет узнать побольше и поподробнее.

 

Новая книга «Обратная сторона медали» - это недосказанность в предыдущем издании?

 

- Я давно хотела написать эту книгу, еще в 2008 году сразу после Олимпиады. Но как-то не складывалось, не была готова, наверное. Дальше, на протяжении многих лет, я вынашивала эту идею. И, наконец, созрела. Это не было просто, так как мне пришлось восстановить многие даты и факты в памяти, чтобы создать четкую картинку происходящего. Я также понимала, что не хотела писать  «войну и мир». Книга должна была быть легкая, не занудная и не слишком длинная. Поэтому я много переписывала, добавляла, удаляла. К тому же, жизнь спортсмена это рутина. Поэтому если расписывать все подряд будет скучно, но нельзя также «недописать», или что-то потерять.

 

«Закулисье синхронного плавания» - такое второе название вашей  новой книги. Там только о спортивных «закулисьях», или есть «скандалы, интриги, расследования»?

 

- «Обратная сторона медали» это не совсем закулисье. Это о том, что проходит чемпион, в данном случае о том, что прошла я, по дороге становления тем, кем стал, чего достиг. Это о том, скрытом, что никто не знает и не подозревает. Люди видят медали, улыбки, победы, но никто не видел, какой ценой и через что пришлось пройти, чтобы к этому прийти, этого добиться. Это больше о подводной части айсберга, чем о закулисьях. И, конечно же,  были и скандалы, и интриги, и расследования…

 

Следующий вопрос дилетанта: техника, костюм, макияж, музыка – в процентном отношении в тех самых ваших многочисленных победах и медалях?

 

- Все очень важно. Из всего перечисленного больше всего я бы отметила техническую подготовку спортсмена и музыку. Правильный подбор музыки  - это 50% успеха в нашем виде спорта. Музыка не просто должна быть выигрышной композицией, но и выигрышной и подходящей для данного спортсмена и его профессионального, технического, уровня. Чем выше этот технический уровень, тем, конечно, у спортсмена больше шансов на победу. Сильная, подготовленная спортсменка имеет больше вариантов для выбора, это касается и образа и музыкального сопровождения. Высокотехничный спортсмен/спортсменка может проще и более выигрышно отобразить выбранный характер. Чем ниже техника, тем менее насыщены , богаты, программы, тем меньше у тебя амплитуды для фантазии и для самих движений и их исполнения.  Наш вид спорта не существует без высокой технической подготовки.  Также без техники, имею ввиду аппаратуры, не буде подготовки. Для того чтобы «отработать» программы необходимо раз за разом повторять программу под музыку. Конечно же, огромная проблема в синхронном плавании - это тренировочное время, которое растягивается до бесконечности. И важно иметь достаточное количество часов в бассейне и также большое пространство для тренировок, приближенное к соревновательному, а это целый бассейн. Костюм и макияж это уже добавление к образу. Конечно же, важно, но если не умеешь «красиво плавать», нет хорошей техники - то ни костюм, ни макияж, поверьте, не помогут.

 

Сопоставимы ли те усилия, нервы, слезы (если они у вас были), недосыпы и перегрузки с конечным результатом?

 

- Конечно же, были, без этого никуда, так не бывает. И, естественно, это часть платы, цена за победу и за те самые результаты. Да, сопоставимы. Я рада, что прошла этот путь, и я уверена, что без всего этого, было невозможно  достичь результатов.

 

Вопрос о рекорде: так все же – сколько минут под водой?

 

- Хоть мы и сидим постоянно под водой во время тренировок и выступлений, но никогда не было времени и желания ставить рекорды. 100 м под водой проплывала, подводные части в работе ногами по минуте тоже делали, а вот, сколько просидеть под водой по времени: не скажу, потому что не знаю.

 

Как вам «новшество»  с  мужчинами  в синхронном (артистическом)  плавании?

 

- Ну, уже ни такое и новшество. Официально на ЧМ выступают микс дуэты с 2015 года. Теперь допускают и микс группы. Мужское синхронное плавание развивается, все больше и больше синхронистов появляются по всему миру. Конечно же, нужно много времени, для того, что бы развить до уровня женского спорта. Но постепенно и этот вид развивается. Это не быстро, необходимо менять менталитет, остается много предвзятости и паттернов, одно из важных, что синхронное плавание это чисто женский вид спорта. Но в фигурном катании же есть пары, так почему у нас нельзя?! И ведь нельзя забывать, что именно мужское синхронное плавание было началом для нашего вида спорта!

 

Институт экономики, менеджмента и права – диплом пригодился, и если да – то как?

 

- Любое знание, любой опыт важен и всегда найдется момент, когда пригодится. Нет ничего бесполезного. Чем разнообразнее твои знания и род занятий, тем богаче твой мир и больше открытых дверей.

 

 Чем сейчас заняты: работа, тренерство, или что то еще?

 

- Сейчас тренирую и делаю постановки, но только периодически, по запросу. Работаю со всем мировым синхронным плаванием. В свободное время преподаю йогу и занимаюсь своими детьми и семьей. Это один из самых важных вкладов, который мы можем сделать в нашей жизни. Плюс у меня много хобби: ароматерапия, высокая кухня, пекарное искусство…

 

Любимый кулинарный шедевр от Анастасии Ермаковой?

 

- Таких нет, потому что их очень много. И все, что делаю это шедевр, начиная с ризотто, заканчивая утиной грудкой в медовой корочке, вителло тоннато для итальянских друзей и не только…чизкейк, шоколадная лава, домашний шоколад ….

 

Чем занимаются ваши дети?

 

- Дети еще маленькие 4 и 6 лет. Старший - в первый класс, младший в садик. Занимаются теннисом, на каникулах гольфом. Обучаются в музыкальной секции школы Yamaha, учат языки…но всего понемногу, я даю им пока также побыть детьми.

 

Следите ли вы за современной сборной по синхронке, и как вам девочки?

 

- Раньше следила немного, теперь, как все перешли в Телеграмм не получается. Девочки как всегда хорошие и сильнейшие в мире. С этим не поспорить. Но в плане менталитета и восприятия новое поколение - другое, ни такое как были мы. Я это вижу и в Европе по своим воспитанницам, да и по своим детям. Многое, конечно, зависит от семьи и воспитания, но, и восприятие мира в целом сильно меняется.

 

Ваше мнение – допустят ли Россию к Олимпиаде?

 

- В этот раз, если честно, сомневаюсь, очень негативно мир настроен против нас. Рано или поздно должны все вернуть, не будет другого выхода. Но когда это будет,  и что на это повлияет -  я не знаю и даже не могу догадываться.

 

Когда мы вас увидим в роли тренера в «Центре Анастасии Давыдовой»?

 

- Никогда не говори никогда, но мне это кажется маловероятно. Я живу уже почти  12 лет в Европе, тут семья, дети и мой дом. Тут я ушла из тренерской работы на постоянной основе, чтобы быть ближе к детям, так как наш спорт занимает все твое время и семьи остаются брошенные. Меня это не устраивает. Я уже провела много лет «закрытой» в бассейне, но тогда были цели. Теперь цели и курс поменялись. Семья на первом месте. Я очень люблю Москву, жалею, что редко получается приезжать, особенно теперь. Но жизнь построена в Европе, там, где мой муж и мои дети.

 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – из личного архива Насти Ермаковой.

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники