Дебют Аверина в восстановленной «Поминальной молитве» Ленкома.
Лучший худрук и режиссер Марк Анатольевич Захаров, оставшийся в наших сердцах навсегда, говорил, что спектакль «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым в главной роли вышел в то время, когда он был нужен, и если и вернется, то лишь тогда, когда вновь станет как-то особо тревожно…
Спектакль «Поминальная молитва» был возвращен в репертуар «Ленкома» в 2021 году. Режиссером возобновления выступил Александр Лазарев.
«Когда-то давно я видел спектакль «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым. Я всегда считал, что это удивительный артист, гражданин и человек. Моя мечта - сыграть в «Поминальной молитве». И я измучил Александра Александровича (Лазарева), и он все-таки дал мне эту возможность», - говорил журналистам Максим Аверин, приступая к репетициям. И вот его дебют в легендарном спектакле на исторической сцене «Ленкома» состоялся.
Премьера «Поминальной молитвы» прошла 4 октября 1989 года – 391 представление за девять лет. В роли еврея Тевье был любимец миллионов - великий русский артист Евгений Леонов, два года в очередь с ним выходил Владимир Стеклов. В спектакле были заняты: Сергей Степанченко, Геннадий Козлов, Иван Агапов, Александр Сирин, Любовь Матюшина, дочерей играли Елена Шанина, Людмила Артемьева, Александра Захарова, Елена Степанова. В роли авантюриста Менахема выступал Александр Абдулов (теперь эту роль играет Максим Аверин), который выводил на сцену уже пожилую Татьяну Пельтцер.
Грустный и в тоже время очень добрый спектакль о жизни, и о людях на Украине незадолго до революционных потрясений в начале 20-го века. В бедном местечке Анатовке дружно жили рядом русские, евреи и украинцы, до тех пор, пока по ним кровавым колесом не прокатились погромы 1905 года. Постановка о том, что всегда надо оставаться человеком, затрагивает темы, близкие людям всех национальностей: счастье, любовь, поиск Бога и своего места в этом мире...
Надо отдать должное режиссеру восстановленной «Поминальной молитвы» Александру Лазареву, который практически ничего не стал менять в легендарном спектакле, поставленном его учителем Марком Захаровым почти четверть века назад.
Восстановленная «Поминальная молитва» - еще более актуальна, чем в конце 80-х прошлого века. Тогда спектакль был как предупреждение, а сейчас – как назидание. Постановка о любви, о «свете в конце тоннеля», о том, как выжить в наше непростое время. Я, во всяком случае, понимаю это именно так.
Спектакль начинается с того, что актер, играющий Тевье, в точности, как когда-то Евгений Леонов, выходит через дверь в правой стене сцены, достает из кармана сложенный листок и читает завещание Шолом-Алейхема с просьбой прочесть по нему Поминальную молитву. Прикрепив листок к стене, он выходит на середину сцены и произносит молитву, которой не было в пьесе Горина. Ее придумал Леонов. Теперь она звучит и как дань памяти великому артисту.
В «Поминальной молитве» заняты два состава - в общей сложности около 60 человек. Помимо артистов это еще и хор, танцевальная группа, музыканты. Небольшой еврейский оркестрик (гитара, клавиши, губная гармошка, баян и кларнет) все два акта сопровождает жизнь семейства Тевье-молочника. И в радости, и в горе.
Сергей Степанченко начинал от урядника в первой постановке «Поминальной» до Тевье в лазаревской. Главный герой от Степанченко – это добродушный верзила молочник, которому по плечу любые проблемы. Актер прекрасно справился с ролью, подчеркнув в очередной раз, что настоящий профессионал может сыграть даже «телефонный справочник». Невероятен в своем образе и Народный артист Александр Сирин, артистизм которого вызывает только восторг.
Олеся Железняк – это отдельная тема - она была убедительна и иронична. Жена Тевье и мать пятерых девочек – один из самых сложных образов, но именно на ее реплики приходится львиная доля смеха в зале. А последняя сцена, когда она умирает, мучается в конвульсия и передает свою жизнь и свою душу рождающейся внучке, которую назовут ее именем - это настолько сильно, что невозможно сдержать слез. Олеся – ВЕЛИКАЯ актриса, недаром за эту роль ей дали «Хрустальную Турандот».
Заслуженный артист РФ Максим Аверин впервые вышел на легендарную ленкомовскую сцену в роли Менахема-Мендла. Я смотрела классическую постановку, где эту роль играл Александр Абдулов. И мне кажется, что в последней сцене, как это не кощунственно звучит, Аверин переиграл Абдулова. Когда евреев выселяют, они должны бросить все и покинуть родные места, и вроде как жить особо незачем, и Тевье-молочник дает обет молчания – и тут приезжает герой Аверина с мамой. И он настолько убедителен в роли смешного, доброго недотепы-авантюриста – это невероятно трогательно. Абдулов эксцентричен, немного карикатурен, а Аверин сыграл совсем по другому. Особенно это заметно в последней сцене, где он по-детски трогательно ведет свою маму и видно как он бережно к ней относится. И сделано это все не на публику – великая душа, великого артиста.
Евгений Леонов, игравший молочника Тевье в захаровской постановке, обращаясь к зрительному залу, произносил: «Я знаю, некоторые люди говорят: «Театр – храм». Я так не думаю вовсе, но жизнь у нас такая, что, может быть, и надо встать на колени прямо здесь и помолиться. Господи, ты все видишь, помоги нам. Ты меня можешь не услышать, я к тебе никогда не обращался, никогда не прислушивался. Я тебя даже не знал — меня так воспитали. Но сегодня мне очень хочется, чтобы ты услышал меня и всех нас».
От этого обращения у многих в зрительном зале выступали слезы, шли мурашки по коже, и сжималось сердце. Так было и на восстановленной «Поминальной молитве» в день премьеры для Максима Аверина. Финальная точка постановки дает силу жить, надежду и веру в людей, доброту и осознание того, что все будет хорошо.
Светлана Юрьева.
Фото – пресс-служба театра «Ленком».
Окультурить друзей: