Театру балета Бориса Эйфмана 45 лет – гала-концерт в ГКД.
«Балет - это синтез музыки, движения, актерского мастерства, действа, технологий, дизайна, костюмов и многих других компонентов. Это искусство сегодня очень дефицитно, так как многие молодые хореографы не владеют мастерством выстраивания высокой композиции балетного спектакля и ставят просто танец», - так 5 лет назад говорил легендарный Борис Эйфман о деле своей жизни.
Непревзойденный мастер балетных постановок, прославивший русских танцоров во всем мире, привез свои лучшие работы в столицу, где петербуржцы представили грандиозный гала-концерт.
Зрители увидели много русской классики, но не привычной русской балетной классики, а классики русской литературы: «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Чайка», «Мастер и Маргарита». Все эти произведения подвластны к переложению на балетный язык. А уж если за дело берется ГЕНИЙ мастера – то и подавно.
Перед гала-концертом своими мыслями с прессой поделились солисты театра.
«Каждый артист кордебалета, солист предстает пред зрителем в сегодняшнем концерте в очень большом количестве разных образов, это определяет высокие требования ко всем членам труппы. Все время в работе над персонажем находишь все новые и новые нюансы, играешь мимикой, взглядом. Да, и Борис Яковлевич всегда в движении - изменения вносятся на ходу, возникают новые мизансцены, даже во время сегодняшних репетиций сплывали новые идеи», - раскрыла представителям СМИ «секретики» работы над постановкой Любовь Андреева.
Гала-концерт в ГКД – это праздник для всех, потому что здесь представлены фрагменты из всех ключевых балетов Эйфмана. При формировании программы концерта ключевым определением, наверное, будет много жанровость. То, что увидели зрители это лучшее из лучших, в том числе фрагменты из спектаклей с которых начинался театр, пережившие множество исполнителей, и которые не видело большинство зрителей. Пример тому отрывок из «Мастера и Маргариты».
Своим любимым образом Олег Габышев считает Треплева в «Чайке». Хотя в ту же секунду исправляется, говоря, что «все любимое и все сложное, все так много раз отработанное и обдуманное, что очень сложно отдавать предпочтение одному образу». Поражает его преданность театру - артист выступает с труппой уже 20-й сезон.
Чем отличается танцовщик труппы Эйфмана, от танцовщиков других театров? Актерское наполнение, не принижая четкое классическое видение балета. Более натуральная, идущая от эмоций, нежели от обработанности, манера исполнения. При этом стилистика танца позволяет уйти от фальшивой театральности, чтобы зритель мог увидеть, что герой переживает, почему его одолевают эти эмоции.
Мария Абашова - балерина, под которую Эйфман поставил «Анну Каренину», считает, что этот балет в 2005 году «опередил время». Многие труппы ставят балеты по этому произведению: Мариинский, Большой, за границей тоже танцуют «Каренину», но в плане концентрации пересказанного текста эмоций никто лучше не показывал внутренний мир, все показывали повествование. Мария отметила, что обычно люди уходят со спектакля в слезах, что зрителя пробирает до костей.
«Мы репетируем достаточно много, главная особенность театра не техническое исполнение, которое, безусловно, важно, а то, что Борис Яковлевич все время учит давать эмоцию. А когда ты ее даешь постоянно, это настолько вырабатывается в артистах, что в любой момент артисты могут превратиться в какого угодно персонажа», - сказала о главном Мария Абашова на пресс-подходе.
Прибыв в Москву, труппа весь день продолжала репетировать и даже в последние минуты, пока зал не распахнул двери для поклонников, отрабатывалось все вплоть до финального поклона.
В интервью перед концертом Борис Яковлевич, сказал, что для него этот день очень важный и волнительный, потому что единственный раз балет выступал на сцене ГКД в 1980 году. Все прошедшие годы балетмейстер ждал этого приглашения и, наконец, вместе Генеральным директором и Художественным руководителем Государственного Кремлевского Дворца Петром Михайловичем Шаболтаем этот замысел был реализован.
Эйфман отметил, что «московский зритель дал ему путевку в жизнь, первые настоящие успехи были у коллектива именно в Москве. Программа концерта посвящена зрителям, которые знают и любят Санкт-Петербургский балет и особенным подарком для публики будут специально для московского концерта восстановленных два фрагмента из старых балетов. Это дар тем, кто знал нас еще в те давние годы».
Труппа театра молода, а в этом году пришло еще и много выпускников собственной академии, академии Вагановой, училища Большого театра.
Накал страстей, энергия танца, профессионализм и талант балетных – это то, что зрители обычно ощущают во время выступлений театра Эйфмана, сегодня в полной мере передалось огромному залу ГКД.
Балет Эйфмана – это театр открытых эмоций, театр который несет зрителю ту особую эмоциональную энергию, которая сегодня так необходима людям. От запрещенных балетов до собственного театра - такой путь прошел хореограф Борис Эйфман, на счету которого сорок постановок. Маэстро был тронут тем, что в шеститысячном Кремлевском дворце полный аншлаг.
«45 лет – это много или мало. Мне 77 лет, я каждый день провожу в балетном зале, 6-8 часов сочиняя новые балеты. 45 лет творческой очень сложной созидательной жизни, которая направлена на создание нового репертуара», - этими слова МАЭСТРО Эйфман заканчивал общение с прессой.
Несмотря, ни на возраст балетмейстера, ни на мировую славу театр не останавливается и стремятся к тому, чтобы созидать и созидать новое. Вот, например, сегодня Борис Яковлевич ставит балет «Преступление и наказание». Казалось бы, совсем не балетный материал, но теперь приступив к работе, он считает, что «очень даже балетный, и все удастся».
Заполненный зал ГКД несколько минут стоя аплодировал мастерам балетных спектаклей Бориса Эйфмана.
Анна Духон.
Фото: Екатерина Лола. Снимки предоставлены отделом рекламы Государственного Кремлёвского дворца.
Окультурить друзей: