О чем говорят собаки

Опубликовано 01.05.2023 в разделе В театр! | Санкт-Петербург


Причудливый мир вольных псов, где луна пахнет горьким шоколадом, а муравьиная тропка - кислым яблоком, где можно встретить горячую ласку или смертельный удар, где царит дружба и взаимовыручка, а преданность граничит с предательством, растет и ширится на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. В премьерном спектакле «Собаки» по повести К. Сергиенко «До свидания, овраг» режиссер Георгий Цнобиладзе размышляет о том, как важна коммуникация между близкими людьми, что такое любовь и свобода. В постановке заняты: з.а. Сергей Надпорожский, з.а. Борис Ивушин, з.а. Татьяна Ткач, з.а. Сергей Шелгунов, Радик Галиуллин, Илья Божедомов, Юлия Корж, Александр Бобровский и другие. Премьеру можно будет увидеть 10 мая, возрастной ценз 10+.
 
 
Центральным местом действия спектакля оказывается овраг, сквозь который, вдоль и поперек, пробегают ветвистые корни деревьев. Именно так, тесно и плотно, связаны судьбы собак, обитающих в нем: Черного, Гордого, Хромого, Бывшей таксы, Головы, Крошки. Обладая свободой и независимостью, им не хватает важной составляющей счастья — покоя, любви и заботы «своего» человека. В спектакле собралась необычная и замечательная команда артистов разных поколений. Черный заслуженного артиста России Бориса Ивушина — жесткий, эмоциональный, разуверившийся в честности окружающих, герой. Он умеет направлять энергию стаи в единое русло и дарить ощущение защищенности. Бывшая такса заслуженной артистки России Татьяны Ткач — интеллигентная, нежная, наполненная неизрасходованной материнской любовью. Она готова жертвовать собой и быть полезной окружающим. Голова Ивана Стрюка чувствует близость миру людей благодаря своему увлечению - чтению книг. Его герой — понятийный вектор стаи, находящий точные определения происходящему. Их союз с Крошкой (Юлия Корж) — трепетен и воздушен. Актриса играет драчливую, резкую, обаятельную собачку, в тайне также мечтающую о внимании.
 
 
Мир животных делится на несколько категорий: «вольные псы» и «привязанные». Заслуженный артист России Сергей Надпорожский играет Балконного: у него болят лапы и он не может выходить на улицу, поэтому с тоской и ненавистью взирает на окружающих. Он обладает домом, но лишен свободы. Балконный с юмором отражает нападки Вавика (Данила Лобов) и Тобика (Никита Худяков), которые задирают его. Конфликт поколений сталкивает мудрость и юмор старшего с дерзостью и страхом младших, вызывая горячий отклик в зрительном зале. Уже в другой сцене истинная, незамаскированная никакой бравадой, боль Балконного выльется в лиричный диалог с Гордым об утонченных запахах окружающего мира, почуять которые так хочет ограниченный в возможностях герой. Сергей Надпорожский создает полнозвучный трагедийный образ, наполняя своего персонажа такими противоречивыми и саднящими чувствами.
 
 
Одетые в яркие комбинезоны, словно свалившиеся с луны, щенки Вавик и Тобик, преданно рассказывающие о череде владельцев, сквозь руки которых они прошли в течение полутора лет, милы и обаятельны, лишены злости и отчаяния. Наверное, именно поэтому их и забирает девочка (Анастасия Малахова) на дачу. В этой сцене, полной легкомысленного счастья щенков, страшной нотой звучит человеческое обещание - «мы их возьмем ненадолго, на пару месяцев, а потом отдадим». Как просто стать игрушкой в руках другого!
 
 
Еще одним из представителей мира домашних собак является Боксер в исполнении Кирилла Таскина. Боксер нужен своему человеку, пока обладает достаточным количеством медалей и позволяет испытывать амбициозную гордость. Сам по себе, как особая планета, он хозяину не интересен. «Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека», - писал Чехов. А в этом и заключается главная сила любви — любить просто так.
 
 
Так умеет любить Хромой. Радик Галиуллин неузнаваем в новом образе - он идет наперекор своей природе, начиная от психофизики и заканчивая тембром голоса. Его герой наполнен светом, теплом и принятием мира. Немногословный, он говорит о простых вещах, которые каждый день окружают собак и приносят радость. Его смерть — легкий переход в другое измерение, туда, где нет боли, и все мечты осуществимы. Умудренный опытом, верный друзьям, Хромой — миротворец, остужающий конфликты между миром людей и собак. Именно поэтому его смерть становится финальной точкой, подталкивающей стаю к мести людям.
 
 
Непростой путь к обретению «своего» человека проходит Гордый. Александр Бобровский играет думающего, открытого к познанию персонажа, уверенно идущего к своей цели и защищающего честь и достоинство окружающих. Он не боится вступить в схватку с вожаком стаи Черным. Японская драка палками бодзюцу, как и другие элементы восточного мира (художник Александр Храмцов), навеяны образом кота Ямомото, друга Гордого. Илья Божедомов играет самолюбивого, растворенного в собственном величии кота. Он позиционирует себя как демиурга, рассказывающего об удивительной стране Японии, где жизнь течет по особым законам. Стая делает вид, что верит его басням о том, какой властью там обладают кошки, а также мифам о «приручении домашних», потому что всем - несмотря на тяжелый опыт - так хочется не терять надежду.
 
 
Особой пронзительностью наполнен пещерный миф (художник по свету Евгений Ганзбург) о том, как человек перестал понимать собаку. Человеку стало неинтересно просто быть рядом и любить собаку, захотелось эгоистично получать и полностью контролировать действия своего друга. Развернутые беседы свелись к обмену междометиями. Как полнозвучно на самом деле звериное слово — как много смыслов и интонаций содержит! Человек потерял близкого, перестав видеть в нем личность, со своим внутренним миром и потребностями. Герой заслуженного артиста России Сергея Шелгунова — новый хозяин Гордого, обещает ему обязательно научиться понимать его. Так тема умения выстраивать полноценный диалог между близкими становится одной из основополагающих в премьерном спектакле.
 
 
Гордый так стремился к человеку, что совсем позабыл о том, что для него значит стая. А она успела стать семьей. Герой осознает, какой страшный выбор ему пришлось сделать, и какова цена его новой жизни со «своим» человеком. Мир животных зеркально отражает мир людей и в глубокой и поэтичной форме позволяет увидеть, что такое умение любить и давать свободу близкому, как ценны те, кто рядом, насколько картонно восприятие другого и как много шансов стать счастливым преподносит жизнь. Главное — видеть, слышать и чувствовать биение сердца другого человека.
 
 
 
 
 
Фото Стаса Левшина

Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники