«ТВАРЬ» АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ

Опубликовано 05.05.2023 в разделе В театр! | Москва


Этот спектакль Никиты Кобелева, поставленный по одноимённой пьесе Валерия Семеновского, показали на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова на гастролях Александринского театра в Москве в череде двух других его спектаклей, в том числе «Отелло» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира (режиссер Николай Рощин, 2022) и «Процесс» по мотивам романа Франца Кафки (режиссёр Аттила Виднянский, 2021). 

 

Пьеса «Тварь» написана на основе романа русского писателя Федора Сологуба «Мелкий бес», который сочинялся десять лет, с 1892 по 1902 гг., и был впервые частично опубликован в начале XIX века, в1905 году. И только в марте 1907-го, когда роман вышел отдельным изданием, он получил признание читателей и литературных критиков, став одним из популярных произведений предреволюционной России. 

 

 В нем рассказана история умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова, произошедшая с ним в провинциальном городке, которая, по всему, является неутешительным диагнозом того времени, и даже его символом. Небезынтересно, что в основе сюжета романа заключены реальные события, связанные с историей учителя Ивана Ивановича Страхова (прототип Передонова), одержимого идеей получить инспекторское место и закончившего дни в сумасшедшем доме. Свидетелем этого стал сам автор во время прохождения службы в Великих Луках.

 

 Примечательно, что пьеса «Тварь» написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским почти сто лет спустя после сочинения романа, в канун нового тысячелетия, в 1999 году. И в ней, как и в романе, изображена душа зловещего учителя-садиста Передонова. Зависть, мистическая злоба и запредельный эгоизм, присущие ему, довели его до полного бреда и потери реальности. И все из-за того, что он томился в ожидании места инспектора, которое ему обещала далёкая княгиня через его сожительницу, «троюродную сестру» Варвару. 

 

В пьесе, как и в романе, присутствует относительно светлая, но в своем роде патологичная история, в которой участвуют, пребывая в романтических отношениях, юный, где-то 14-15-летний,  гимназист Саша Пыльников и разудалая, лет на шесть его старше, барышня Людмила Рутилова.

 

Конечно, при знакомстве со спектаклем молодого, но достаточно опытного, имеющего ряд интересных постановок в своем послужном списке режиссера Никиты Кобелева, нельзя было не вспомнить накал страстей основных героев, представленных в художественном фильме режиссера Николая Досталя «Мелкий бес» (1995) с Сергеем Тарамаевым в роли Передонова, Ириной Розановой в роли Варвары, Полиной Кутеповой в роли Людмилы и Алексеем Елистратовым в роли Саши Пыльникова.

 

Для Никиты Кобелева, выпускника режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ, профессора О.Л. Кудряшова) «Тварь» стала его первой постановкой в Александринском театре. С 2012 по 2019 год он работал штатным режиссёром-постановщиком в Театре имени Вл. Маяковского, где в числе своих более десяти спектаклей, впервые поставил сложную пьесу Фридриха Горенштейна "Бердичев" (2014), идущую с неизменным успехом по сей день. При этом с 2017 по 2021 год он преподавал в Мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актёрском факультете ГИТИСа.

 

В спектакле Александринского театра в роли Ардальона Передонова – «мелкого беса», азартного и порочного по своей сути героя выступил Иван Ефремов, окончивший Санкт-Петербургскую государственную академию Театрального искусства (СПбГАТИ), ныне Российский государственный институт сценических искусств (курс профессора Ю.М. Красовского). В образе обаятельной, наблюдательной и в то же время ловкой и вульгарной Варвары, его сожительницы, мечтающей выйти за него замуж и достигающей своей цели путем сочинения поддельного письма таинственной княгини к Передонову, предстала Янина Лакоба, выпускница этой же академии. Ещё будучи студенткой она выступила в Александринском театре в роли Саши в спектакле Валерия Фокина по драме Л.Н. Толстого «Живой труп». Анастасия Пантелеева изящно сыграла роль Людмилы, эмоциональной, влюбленной в «скромного» гимназиста, сироту Сашу Пыльникова, которого мило представил Владимир Маликов. Она - одна из трех живых и веселых по натуре сестер учителя музыки Николая Рутилова (Степан Балакшин) – Дарьи (Анна Степанова) и Валерии (Любовь Штарк).

 

В спектакле задействованы другие, многие актеры труппы Александринского театра, в том числе: Ольга Белинская (Преполовенская, эмансипе); Николай Белин (Павлушка, учитель физкультуры), Анна Селедец (Юлия, жена Рутилова), Виталий Сазонов (Антоша, сын Рутиловых); заслуженная артистка России Мария Кузнецова (Коковкина, добродетельная женщина), Андрей Матюков (директор гимназии), Сергей Мардарь (его превосходительство) и Сергей Еликов (доктор).

 

Премьера спектакля «Тварь» Никиты Кобелева на Новой сцене Александринского театра состоялась 15 января 2022 года.

 

А в декабре того же года спектакль «Тварь» стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма».

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники