«Королева-мать» Максакова в новой премьере вахтанговцев.
Людмила Максакова и Владимир Логвинов с невероятным актерским темпераментом и трепетным отношением к тексту итальянского драматурга Манлио Сантанелли профессионально до «скрежета» в сердцах и душах зрителей воплощают на Новой вахтанговской сцене замысел режиссера Сергея Яшина.
«История, рассказанная в пьесе «Королева-мать», автобиографична. Так написать мог только человек, который или сам это прожил, или услышал подобное от своих детей, друзей, близких. Событие, ставшее основой пьесы, подкупает своей подлинностью, настолько все индивидуально и личностно. И становится понятно, что важен не конкретный случай, а показаны отношения между детьми и родителями в самом широком понимании, которые, увы, очень часто превращаются в открытую и беспощадную вражду», - говорил режиссер перед премьерой постановки.
Зрители становятся свидетелями «семейных разборок» между матерью (гениальная Людмила Максакова) и сыном (невероятно харизматичный Владимир Логвинов), которые по стечению обстоятельств оказываются в одной квартире. Сын потерял все: жену, работу, жилье, а приехав к матери, теряет и ее. Разговоры матери и сына, превращающиеся в череду «психологических дуэлей» родственных душ – это и есть основа постановки.
Два прекрасных актера – ОН и ОНА – демонстрируют «открытую и беспощадную вражду» так, что сопереживаешь то матери, то сыну. Нападки друг на друга, выяснение кто кому больше должен, ирония и сарказм диалогов и монологов – красная нить повествования и раскрытия образов главных героев спектакля.
Альфредо узнает, что мать тяжело больна, приезжает к ней, чтобы присматривать за «Королевой». Но Реджина узнает, что сын втайне пишет книгу о последних днях и уходе из жизни собственной матери. Почему сын-журналист торгует смертью матери, и в чем она виновата? Максакова и Логвинов старательно скрывают свои скелеты в шкафу, каждый отстаивает свою «правду» и казалось бы – примирения нет и не будет. Но в определенный момент им все-же удается забыть о семейной «войне» и на миг почувствовать себя родными.
Смогут ли герои победить «сердечную недостаточность» в прямом и в переносном смысле слова – главный вопрос премьерного спектакля «Королева-мать» в театре Вахтангова.
Как говорит сама ПРИМА лучшего театра страны Людмила Васильевна Максакова - пьеса ей показалась «чрезвычайно современной, живой, нужной». Режиссер и двое героев презентуют зрителю точно не бытовую историю, а показывают тонкие, иногда практически невидимые, семейные связи матери и сына. И то ли их жизнь – это выдумка от начала и до конца, то ли действительный конфликт родственных душ, гениально воплощенный на сцене.
Над спектаклем работали: режиссер-постановщик – Сергей Яшин, художник-сценограф – Елена Качелаева, художник по костюмам – Мария Данилова, художник по свету – Руслан Майоров, композитор – Вячеслав Жуков, хореограф – Игорь Пиворович, художник-гример – Ольга Калявина, звукорежиссер – Михаил Лобанов, помощник режиссера – Глеб Гервассиев. Помимо Максаковой и Логвинова в спектакле заняты студенты Театрального института имени Бориса Щукина Матвей Гличевский и Даниил Каплинский.
Три огромные статуи, которые свободно перемещаются по сцене на протяжении всего действа – полноправные «артисты» спектакля. Одна фигура символизирует мать, вторая - отца ее детей. Они периодически «выходят» на первый план, как бы «перевертывая» страницу той самой книги, которую пишет их вполне живой сын.
Еще одним «героем» постановки является музыка: знаменитые лиричные итальянские мелодии «подыгрывают» сути спектакля, преображаясь в драматические, способствуя философским изыскам. И не только матери и сына, но и собравшихся в зале зрителей.
Отдельный «респект» декорациям, в которых происходит написание книги сына о смерти матери. На потолке черной комнаты висит несколько белых предметов: акула, воздушный шар и самолет, а на сцене – яхта. И этого, вместе с шикарными костюмами героев, вполне хватило, чтобы создать спектакль, напоминающий о черно-белом кинематографе вековой давности. И эта самая «итальянская» ностальгия по прошлому является, как нам показалось, тем триггером, который «запустил» премьеру в жизнь театральной Москвы.
«Почему вдруг ты появился на свет? Если к этому относиться, как к чему-то зоологическому, это одно, а если стадия развития человека другая, он понимает, что произошел великий чудесный акт появления его на свет, не случайный! И в таком случае отношения между матерью и сыном очень тонкие и нежные», - философски заметила после спектакля Народная артистка РСФСР Людмила Максакова.
А исполнитель роли Альфредо Владимир Логвинов рассказал, что посвятил этот выход на сцену своей реальной маме.
Сабадаш Владимир. Светлана Юрьева.
Фото – Владимир Голиков.
Окультурить друзей: