«ЛУИЗА МИЛЛЕР» ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ РОССИИ

Опубликовано 29.05.2023 в разделе В театр! | Москва


В Большом театре на Новой сцене состоялся пресс-показ новой оперы в трех действиях с одним антрактом «Луиза Миллер» Джузеппе Верди на либретто Сальваторе Каммарано по пьесе «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера. Это третья опера, написанная композитором на сюжеты немецкого писателя. До этого были «Жанна д Арк» (1845) и «Разбойники» (1847). 

 

Известно, что официальная премьера данной оперы состоялась более 170 лет назад, 8 декабря 1849 года, в неаполитанском театре Сан-Карло. В России ее представляли артисты Императорской итальянской оперы сначала в петербургском Большом театре (1857), а затем – в московском (1874). С тех пор, без малого 150 лет, в Большом театре в Москве ее не ставили.

 

Музыкальным руководителем постановки «Луиза Миллер» стал 52-летний армянский дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Армения Эдуард Топчян, выпускник Ереванской государственной консерватории имени Комитаса по классу скрипки. Дирижированию он обучался у известного армянского маэстро Огана Дуряна, а также занимался с венгерским дирижером Георгом Шолти и знаменитыми итальянскими дирижерами - Клаудио Аббадо и Нелло Санти. Правда, его дирижерский дебют состоялся за пультом студенческого камерного оркестра «Серенада», созданного в 1991 году. С 2000-го он является художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра Армении. В апреле с.г. он дебютировал в Большом театре России, продирижировав на его Новой сцене оперой «Тоска» Джакомо Пуччини.

 

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, театральный режиссер Георгий Исаакян, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В прошлом художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, где в его постановке состоялась мировая премьера оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича», созданная по мотивам повести Александра Солженицына и ставшая главным событием фестиваля  «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж»  в 2009 году. С 2010-го Георгий Георгиевич - художественный руководитель и главный режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац, где в последнее время осуществил широкомасштабный проект, заключающийся в постановке футуристической трилогии «Я, робот», став автором идеи и режиссером. Немаловажно, что здесь он продемонстрировал ювелирное использование новейших научных разработок и технологий современного мира на музыкальной сцене. 

 

Небезынтересно, что в основе сюжета пьесы Шиллера — история любви бедной и честной мещанки Луизы Миллер и молодого дворянина Фердинанда, которая завершается смертью обоих. Правда, в оперной версии Джузеппе Верди и автор либретто, сохранив основной сюжет, изменили имена некоторых героев. Например, Фердинанд стал Рудольфом. А немецкий язык заменили на итальянский, который на сцене Большого сопровождается русскими супратитрами. 

 

При этом, в новом прочтении героев, включая Луизу Миллер, дебютант на сцене в Большом в качестве художника-постановщика Алексей Трегубов одел персонажей в современные костюмы. А потрясающая и выразительная музыка подсказывала ему, что все на сцене должно трансформироваться и меняться на современный лад.  Поэтому само действие  происходит в огромном пространстве супермаркета, где необычно одетая Луиза в кроссовках и фартуке, мечтая о любви и счастье, работает продавщицей, а её отец, бывший военный, оказался охранником. И эти перемены оправданы тем, что по словам Георгия Исаакяна, «театр не может быть вчерашним, поскольку он в отличии от музея, это то, что происходит здесь и сейчас".

 

В спектакле несколько составов исполнителей. На пресс-показе, больше похожим на оркестровый прогон перед премьерой 25 мая, рядом с новыми именами солистов выступали ведущие солисты Большого театра. Так, Саймон Лим, бас, родом из Южной Кореи, дебютировавший в 2023 году на сцене Большого театра в опере Верди «Дон Карлос» в роли Филиппа II, исполнил партию графа Вальтера. В партии Рудольфа, его сына, дебютирует в Большом приглашенный итальянский оперный тенор Антонио Поли. Как оказалось, для него это третья версия "Луизы Миллер", где он выступает. Поэтому ему не важно, «Это классическая или современная постановка. Важно, чтобы она была умная». Он пел разные: удачные и не очень, но здесь, по его мнению, «все сложилось".

 

В образе Федерики, герцогини Остхайм, племянницы Вальтера и соперницы Луизы выступила заслуженная артистка России, меццо-сопрано Агунда Кулаева, в прошлом студентка Центра оперного пения Галины Вишневской и солистка Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Бас-баритон Николай Казанский выступил в партии главного интригана Вурма, управляющего Вальтера, а народный артист Азербайджана, баритон Эльчин Азизов предстал в образе Миллера, старого солдата в отставке. Его дочь Луизу исполнила Анна Аглатова, ее тонкое и нежное сопрано.

 

По содержанию Луиза Миллер полюбила сына графа, не зная о его титуле, и в результате становится жертвой интриг. Чтобы спасти отца от тюрьмы, она согласилась написать лживое любовное письмо другому, оговаривая себя. В конце концов она признается в обмане и умирает вместе с любимым от отравленного вина.

 

 Но изысканной публике, наверняка, известно, что почти все героини Верди умирают в конце его опер: будь то Джильда в «Риголетто» или Виолетта Валери в «Травиате». Луиза Миллер не исключение. Говорят, что так композитор выражал тоску по своей ушедшей дочери… Может быть.

 

 

 

 

 

 

 

 Алла Буловинова

 

 Фото Дамира Юсупова с сайта пресс-службы Большого театра

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники