Серегин Дмитрий: «Музыкальный опыт, и опыт человеческого общения дорогого стоит».
Все его называют «Митяй»: певец, гитарист, композитор, автор-исполнитель, актер - Серегин Дмитрий Константинович. Говорим с уникальным артистом и музыкантом после презентации книги о НАРОДНОМ футболисте Федоре Черенкове.
Вы отвечали за музыкальную составляющую на презентации книги Александра Беляева «Федор Черенков, каким вы его не знали». Кто для вас Федор Черенков?
- На презентацию книги о Фёдоре Черенкове меня пригласил мой хороший друг, Альберт Георгиевич Ермаков. Он большой поклонник "Спартака" с многолетним стажем и, благодаря ему, я познакомился с Александром Беляевым (автором книги о Фёдоре Черенкове). Я никогда не являлся большим поклонником футбола в целом. Скажем так - в различных компаниях друзей люблю погонять мяч, но болельщиком никогда не был и как максимум смотрел матчи сборной России в различные годы. Но когда судьба сводит с такими людьми, как Альберт Ермаков, Александр Беляев, которые искренне восхищаются моим творчеством, невольно начинаешь проникаться и к футболу, к его истории, узнавать лучше "звезд" футбола. За это я им очень благодарен и наше общение после презентации книги о Фёдоре Черенкове стало ещё более частым и интересным.
К вопросу о том, кто для меня Фёдор Черенков, могу сказать, что до презентации книги я не так много о нём знал, кроме того, что он "легенда" команды "Спартак". Многие факты его биографии достойны восхищения, его целеустремлённость и настоящий талант футболиста. И это очень здорово, что есть люди, которые на примере судьбы Черенкова, показывают молодым ребятам, как надо любить футбол и действительно добиваться больших высот в этом виде спорта.
На этом вечере вы исполняли популярные песни отечественных исполнителей. Как формируется ваш репертуар в зависимости от аудитории?
- На презентации мне предоставили возможность исполнить разные песни, это были советские хиты и что-то из творчества бардов и песни Высоцкого. Творчество Высоцкого особенно хорошо прозвучало. Я его давний поклонник и многие оценили моё прочтение его песен. Федор Черенков, говорят, тоже был большой поклонник Высоцкого. Как формируется репертуар? Всегда по-разному, но зачастую я отталкиваюсь от аудитории, примерно понимаю в какую сторону нужно двигаться. Поскольку это не концерт в большом зале, где все сидят и слушают заранее подготовленную программу, а скорее такая дружеская встреча, где есть возможность пообщаться между песнями и даже исполнить что-то по заявкам.
Немного о футболе. Ваше отношение в Фан айди?
- В данном вопросе я не являюсь специалистом, но думаю, этот документ даст больше свободы и возможностей настоящим болельщикам футбола. Ну и безопасность тоже очень важна, поскольку армия фанатов футбола очень большая.
В связи с санкциями, наложенными на Россию, считаете ли вы правильным переходить в Азиатскую конфедерацию футбола, чтобы иметь возможность отбора к ЧЕ и ЧМ?
- Нужно смотреть по ситуации, сейчас в спорте много политики стало. На мой взгляд, нужно просто играть, тренироваться и развивать свои команды. Остальное в руках спортивного начальства. Конечно, хотелось бы, чтобы было меньше разногласий в тех или иных вопросах, но так всегда было. В споре рождается истина.
Нужны ли сейчас товарищеские игры сборной России, например, со сборными бывших советских республик, или «дергать» игроков ради ничего не значащих и мало кому интересных матчей не стоит?
- Товарищеские игры нужны, конечно. Это как в музыке – коллектив по-настоящему звучит, когда люди сыграны вместе не только музыкально, но и человечески. Вот собрались супер-профи, сыграли один раз и разбежались. Это неплохо с одной стороны, но я считаю, совсем по-другому звучит коллектив единомышленников и друзей. И в командном спорте так же должно быть.
Как вы считаете, имеет ли право ФК «Спартак» игнорить мероприятия, связанные с турнирами памяти Федора Черенкова – не важно, кто бы их не проводил?
- Ну, это больше вопрос к ФК «Спартак», а турниры памяти Черенкова должны быть и пусть их проводят те, кому не безразлична память о нем, о его достижениях в футболе. А в остальном рано или поздно договорятся, я думаю.
И последний вопрос на «футбольную» тему. Руководство «Спартака» уже несколько раз озвучивало такой тезис: «Не каждый имеет право выпускать книги о Черенкове и клубе» (в частности – по отношению к книгам Михаила Кизилова и Александра Беляева) – близка ли вам такая позиция?
- С книгой Михаила Кизилова не знаком, книгу Александра Беляева прочел и спасибо ему за его взгляд на личность Фёдора Черенкова и его вклад в увековечивание его памяти. А насчёт того, кто имеет право выпускать книги о клубе "Спартак" и о Фёдоре Черенкове, тут я могу задать встречный вопрос - а что, существует какая-то монополия на воспоминания? Тем более, что книги эти пишут люди, лично знавшие Черенкова, много значившие в его судьбе, его настоящие друзья. Это не люди со стороны. В первую очередь, я говорю о Беляеве, авторе книги о Фёдоре Черенкове. Наверное, не каждый может похвастать дружбой с Черенковым со школьной скамьи, ещё до всех его заслуг. Альберт Ермаков, Александр Беляев - это люди, которые поддерживали Черенкова после окончания его поистине триумфальной карьеры, принимали большое участие в его жизни. Активно занимались мемориалом памяти футболиста. И списывать их со счетов считаю неверным, что бы там официальный "Спартак" не думал по этому поводу. Наверное, вокруг легендарных личностей, таких как Фёдор Черенков, всегда были люди, считавшие его своей собственностью и ревниво относящиеся к другим почитателям. Но это неверно. Он был поистине "народный" футболист.
Кто и когда «привил» вам музыку?
- Музыка началась в детстве, но не с музыкальной школы, как это бывает у многих, а с прослушивания большого количества записей с пластинок и аудиокассет. Мне нравилось петь, и я пытался изображать каких-то певцов и пел много разных песен. Но в основном для себя. Кстати, родители были большими любителями Высоцкого, много было записей, которые я слушал и впитывал с детства. Музыкантов в семье у меня не было, но у мамы был неплохой слух, тётя закончила "ДМШ" (детская музыкальная школа – прим. автора) и играла на пианино. Сильнее всех повлиял дед, который в последних классах школы учил меня играть на аккордеоне. И вообще был очень одарённый человек, прошедший всю войну. Любил петь и исполнял популярные мелодии на аккордеоне. И очень меня поддерживал в музыкальных стремлениях. Лет в 15 попала в руки гитара и с тех пор я её и не бросаю.
Учеба в МКИМ (Джазовый Колледж Импровизационной Музыки) – это «Альма Матер» или «школа жизни»?
- Учёба в МКИМ - прекрасное время знакомства с джазом и это место с полной уверенностью могу назвать "Альма матер". Такой творческой и дружеской атмосферы для меня не было нигде в то время. Это действительно был второй дом и до сих пор
я общаюсь со многими выпускниками, педагогами, со многими работаем в разных концертах и выступлениях. Хотя и "школа жизни" тоже присутствовала - приобретённый музыкальный опыт, и опыт человеческого общения дорогого стоит. И переоценить его нельзя.
Что это за проекты: «Поющий автобус» и «Рок-теплоход» - как все зарождалось и что вы там исполняете?
- Существует такая организация «Огни Столицы», которые занимаются различными экскурсиями по Москве, Подмосковью, Золотому кольцу России т. д. У них есть много интересных программ и экскурсий на разные темы, не только музыкальных. Лет 10 назад, я случайно на них вышел и предложил свои услуги, как музыканта и певца. Так случилось, что руководство того времени оценило мои возможности и способности. И я постепенно стал вести различные музыкальные программы в этой компании. В программе «Рок-Теплоход» я с небольшим составом музыкантов был ведущим и певцом, и музыкантом одновременно, в этом была своя, так скажем «фишка». Это была 3-х часовая прогулка по Москве-реке на теплоходе, под живое исполнение музыкального коллектива. Исполнялись хиты наших известных групп, такие как «ДДТ», «Алиса», «Наутилус», «ЧайФ» и многие другие. Так же я давал историческую справку о том или ином коллективе. Ну и немного разбавляли западным роком. Атмосфера была шикарная, поскольку это были такие концерты на воде.
Экскурсия в Переделкино – она также с музыкальным наклоном?
- Эта экскурсия тоже была от «Огней Столицы», там группа туристов на автобусе передвигалась в сторону писательского поселка «Переделкино». В автобусе я исполнял хиты бардовского направления – Визбор, Высоцкий, Окуджава. Рассказывал историю возникновения бардовского движения. В программу входило посещение дома-музея Булата Окуджавы, дома-музея Бориса Пастернака. Ну и конечно песни.
Как вы «попали» на Первый канал в программу «Доброе утро»?
- Тоже интересная история – если кратко – сами напросились! Многих знакомых музыкантов наблюдали в этой программе и подумали – а почему бы и нам не позвучать как-нибудь поутру в «Добром утре»? А технически оказалось несложно. Нашли телефон музыкального редактора, и предложили свои видео-ролики с записями различных выступлений. Редактор заинтересовалась и вот в течение 2 лет уже почти 10 прямых эфиров в составе «Ретро-Бэнд».
Вы работаете с Константином Касьяновым на проекте «Эхо Эпох» - для кого и для чего эта программа?
- Вы знаете, изначально мы записали 10 песен из репертуара Аркадия Северного, сделали более современные аранжировки. Сняли клип на песню «Бутылка Вина» и на этом остановились. Но спустя какое-то время оказалось, что в наш с Константином дуэт неплохо звучит на живых выступлениях. И решили продолжить таким составом работать на концертах. Название оставили «Эхо Эпох», спектр произведений расширился в сторону романсов, авторских песен, бардов и различных, с элементами рок-н-ролла и джаза.
Чем примечательна работа с Сергеем Жилиным на мюзикле «Парфюмер»?
- Интересный был проект певца Игоря Демарина с оркестром «Фонограф», под управлением Сергея Жилина. У меня там была скромная роль певца в небольшом квинтете исполнителей. Но мое участие закончилось на этапе подготовки и репетиций. Далее был сыгран один концерт в театре «Новая Опера». Через какое-то время его ставили на различных площадках, но я там уже не участвовал.
Группа «Доктор Ватсон» - это состояние души, или «работа за деньги»?
- С «Доктором Ватсоном» мы года три делали проект под названием «ХИТ КЛУБ». За основу взяли принцип группы «Доктор-Ватсон» так называемое ретро-попурри, только репертуар был западных групп «Битлз», «Криденс» и т.д. Конечно это был творческий проект больше для души, чем для денег - работа в студии, танцевальные репетиции, концерты со звездами эстрады. Но опыт был интересный.
Вячеслав Бухаров (скрипач группы «Крематорий») – каков он в жизни и на сцене?
- Вячеслав Бухаровоколо 15 лет играл в группе «Крематорий», в его «золотом» составе. Как это часто бывает, его величество случай свел с ним. В 2009 году возникла идея сделать такой проект на двоих. Гитара и скрипка. У меня было достаточно авторского материала, Слава что-то принес из своих песен, добавили несколько хитов «Крематория» и с таким багажом сыграли множество концертов на различных площадках, фестивалях. Вячеслав Бухаров большой артист и на сцене и по жизни, однокурсник Федора Добронравова, Сергея Дорогова. Как он сам любит шутить «воронежская мафия».
Кавер-коллектив «Оркестр Одиноких Сердец» - самый запоминающийся концерт, и каковы ближайшие планы?
- Тут как все просто, этот коллектив всегда был сборным составом для различных корпоративов. Несколько лет подряд этим составом мы работали в легендарном ресторане «Арагви», пока он в очередной раз не закрылся, но не по нашей вине, конечно. Причем само название было придумано перед каким из первых выступлений в «Завидово». «Оркестр одиноких сердец», некая переделка названия альбома «Битлз», ну поклонники знают, откуда ноги растут. А самый запоминающий концерт, наверное, был на вилле в Сен Тропе - впечатления незабываемые.
Немного о кино. Что у вас за роль в сериале «Магомаев»?
- В сериале «Магомаев» у меня роль в эпизоде примерно в 7 серии. Ну тут ничего примечательного особенно нет, кроме моего призыва брать штурмом «ОбКом», из-за отмененного концерта Магомаева. Там такая сцена - около ДК в одном городе собралась толпа на концерт Магомаева, и милиция держит оцепление, по каким-то причинам концерт отменен. Приезжает сам артист и пытается разрулить ситуацию.
Сериал «Паутина» - это зарабатывание денег, или искусство?
- В сериале «Паутина» я играю зам. директора конторы по озеленению. Это одна из первых достаточно больших ролей. Конечно, речи о больших деньгах там не шло. Это больше для собственного актерского опыта, работа на камеру и т.д. Эти серии постоянно сейчас повторяют по ТВ. Видимо сериал популярный и стоящий.
«Двойные» семьи и «размен» детей на бизнес в фильме «С небес на землю» - это мы такие, или «жизнь такая»?
- Жизнь есть жизнь во всех ее проявлениях. Остальное зависит от конкретных людей. В этом сериале я тоже играю эпизодическую роль личного водителя бизнесмена.
Как вам работалось с Любовью Германовой в фильме «Этим летом и навсегда»?
- Тут так получилось, что мы не пересекались с ней в сценах фильма. У меня там огромная роль свидетеля примерно на 1,5 минуты и все. Актриса она хорошая, но в кадре мы не пересекались.
Андрей Селиванов, у которого вы снимались, многостаночник – режиссер, сценарист, актер. Вы - певец, гитарист, композитор, автор-исполнитель, актер. Это у вас творческий «зуд» или порыв души?
- Можно назвать это и порывом души и «творческим зудом», как вы смело выразились. Мне всегда интересно пробовать что-то новое, реализовать себя в новом амплуа. В общем, жить полной жизнью во всех ее проявлениях. Помимо творчества, концертов и съемок, я еще, например, много лет занимаюсь водным туризмом и горными лыжами. Так что скучать не приходится.
Авторский проект дуэт «Со Скрипом», все с тем же Вячеславом Бухаровым, включает в свой репертуар всю сокровищницу русского и даже западного рок-н-рола и авторские экзерсисы. Так все же – что такое «маргинальный фьюжн»?
- «Маргинальный фьюжн» это юмористическое название для направления проекта «Со Скрипом». Такая музыкальная барахолка, где уживаются в один вечер песни Роя Орбисона и Вадима Степанцова. Плюс, направление песен может быть и в жанре шансон и классической манере спетый романс.
Какую музыку предпочитает слушать вы сами, когда отдыхаете?
- Абсолютно разную: от Высоцкого до сложного инструментального джаза. Сейчас много сервисов для прослушивания музыки, в отличие от 20 летней давности, когда все на кассетах или компакт дисках было, поэтому там можно найти все что угодно. Важно, чтобы это было качественно сыграно, спето, записано. Была какая-то изюминка что ли, если мы говорим современной музыке. А так люблю и «Битлов», Тома Уэйтса, «Криденс» и группу «Фэмили», не очень популярную и известную сейчас, но очень крутую для своего времени. В общем, список музыкальных предпочтений огромен.
Что посоветуете нашим читателям точно «закачать» в свой телефон, что бы «смягчить» последствия нынешней жизни?
- Очень хорошо помогает классическая музыка, а там – кому что ближе. Я иногда могу целый день в машине слушать какой-то один коллектив, чтобы погрузится полностью в творчество музыкантов. Или какого-то исполнителя, что-то из Челентано или Тома Джонса. Есть такой художник и исполнитель Гаврила Лубнин, он пишет очень интересные песни, очень рекомендую, тем, кто не слышал. Но лучший совет, наверное, самим развиваться и наполнять свой музыкальный багаж новой или старой, но не изученной должным образом музыкой. К этому есть сейчас все инструменты и возможности.
Сабадаш Владимир.
Фото – автора и из личного архива музыканта.
Окультурить друзей: