«ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА» В ТЕАТРЕ «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» НА СРЕТЕНКЕ
В театре, созданном в 1987 году известным режиссером Анатолием Васильевым, закипели нешуточные страсти. На сцене огромного зала «Манеж» на суд искушенного зрителя представлена премьера спектакля «Васса Железнова» по одноименной пьесе Максима Горького, написанной в 1910 году и переработанной им в 1935-м. В ней рассказано о семейной трагедии моложавой на вид, 42-летней, судовладелицы Вассы Борисовны (заслуженная артистка России Людмила Дребнева), прототипом которой стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Мария Капитоновна Кашина (1857-1916).
Она и ее старший брат Прохор Борисович Храпов (Олег Охотниченко), погруженный в праздность и кутежи, в том числе до поры до времени с зятем, Сергеем Петровичем Железновым (заслуженный артист России Игорь Яцко), мужем героини, погрязшего в разврате: алкоголе, азартных играх, растлении малолетних, - наследники известного купеческого рода Храповых. Когда-то юная Васса сильно полюбила красавца-капитана, обладавшего агрессивным характером и старше ее на 18 лет, и, не считаясь с мнением родственников, сделала свой выбор в его пользу: вышла за него замуж. С этого начался ее путь в не простую самостоятельную жизнь как натуры волевой, деятельной и властной, где она оказалась главой пароходства Железновых и торгового дела.
У Вассы и Сергея Железновых, несмотря на рождение многочисленного потомства, выжило лишь трое детей: старший сын Фёдор, предполагаемый наследник, который жил за границей, и две дочери - старшая Наталья (Арина Федосенко), с сильным «храповским» характером, но со вздорным нравом, и младшая Людмила (Анастасия Привалова) - «Людочка» для домашних, добрая и наивная, постоянно по-детски улыбающаяся, любящая всех одинаково, но расстраивающаяся из-за ссор в семье.
Конечно, сразу же вспоминаются герои художественного фильма «Васса», поставленного кинорежиссёром Глебом Панфиловым по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова» в 1982 году с участием в главной роли его музы, незабвенной Инной Чуриковой (1943-1923), где снимался и их маленький сын Ваня в роли Коли, внука Вассы.
Всплывает в памяти и легендарный, оставивший неизгладимый след в театральном искусстве, спектакль Малого театра 1952 года в постановке Константина Зубова и Евгения Велехова, созданному по позднему варианту пьесы с народной артисткой СССР Верой Пашенной, неотразимо воплотившей образ не молодой, властной, сильной и могучей женщины, переживающей за будущее своих детей.
Режиссером-постановщиком нового спектакля стал актер театра и кино, заслуженный артист России Игорь Яцко, в прошлом студент ГИТИСа (мастерская Анатолия Васильева), а с 1990-го - актер театра «Школа драматического искусства» под руководством его учителя. Ныне он художественный руководитель режиссерско-актерской лаборатории. За его плечами более десяти поставленных, как режиссером, замечательных спектаклей, включая главы из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя, где он сам талантливо перевоплощается в образ Чичикова.
Примечательно, что Игорь Владимирович взял за основу своей постановки вторую редакцию пьесы Максима Горького «Васса Железнова» от 1935 года, переработанной спустя четверть века после выхода в свет первого текста. Здесь он выводит на первый план борьбу двух героинь – Вассы и ее снохи, эмигрантки-революционерки Рашель Моисеевны Топаз (Ольга Баландина), тайно приехавшей в Россию из-за рубежа, чтобы забрать к себе сына Колю, который находился на воспитании и попечении у властной и богатой Вассы Железновой.
Выбор Яцко тем более примечателен, что одним из лучших спектаклей его учителя, Анатолия Васильева, считается «Первый вариант «Вассы Железновой» в Московском драматическом театре имени Станиславского, ставший важным событием в театральной жизни столицы в 1978 году. В главной роли в нем выступила прима театра Елизавета Никищихина и где, наряду с другими, в своих ролях блистали Алла Балтер, Людмила Полякова и Василий Бочкарев.
В спектакле Игоря Яцко заглавную роль ярко и красиво, с твердой поступью в изящных туфлях на каблуках, словно современная бизнесвумен, играет звезда ШДИ, одна из главных актрис Анатолия Васильева Людмила Дребнёва, которая стала для неё чуть ли ни первой премьерой за пять лет.
Небезынтересно, что Людмила Николаевна по окончании Театрального училища имени Б. Щукина была приглашена в труппу Театра имени Моссовета, где прослужила 11 лет, сыграв несколько знаковых ролей в спектаклях таких именитых режиссеров, как Борис Щедрин, Марк Вайль, Сергей Юрский и других. Но важно, что в театре «Школ драматического искусства» она служит, не изменяя ему, уже 36 лет, со дня его основания.
Отрадно, что спектакль Игоря Яцко украшают все занятые в нем артисты: Сергей Ганин в роли члена окружного суда Мельникова, Евгений Поляков в роли его сына Евгения, Игорь Лесов в образе управляющего пароходством Гурия Кротких, Мария Киселева, сыгравшая поочередно горничных Лизу и Полю; Максим Бойко в образе бывшего солдата и матроса речного пароходства, балагура в тельняшке Пятеркина, и другие. Запоминающимся персонажем в доме Железновых стала секретарша и наперсница Вассы Анна Оношенкова, которую представила Мария Викторова.
И одним из впечатляющих моментов спектакля по задумке режиссера явилось застольное пение во главе с Вассой Железновой. Это – отдельная страница постановки. Это надо видеть и слышать.
Спешите.
На бесспорно захватывающем эмоционально спектакле побывала Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: