«НАХЛЕБНИК» и не только…

Опубликовано 05.06.2023 в разделе В театр! | Москва


 На Симоновской сцене театра имени Евгения Вахтангова 26 мая в небольшом, но уютном камерном зале «Амфитеатр» прошел пресс-показ двух отрывков из нового спектакля «Нахлебник» И.С. Тургенева. Перед началом со вступительным словом выступил доктор искусствоведения, профессор, помощник руководителя по творческим вопросам театра Дмитрий Трубочкин

 

Оказалось, что это третье появление произведения Ивана Сергеевича в афише легендарного театра. Так, в 1948 году по инсценировке романа «Накануне», сделанной драматургом и сценаристом Алексеем Арбузовым, появился спектакль под таким же названием, поставленный режиссером Александром Габовичем, художественным руководителем которого был народный артист СССР Рубен Симонов. В нем играли молоденькая Алла Парфаньяк (Елена Стахова), Юрий Любимов (скульптор Шубин) и Михаил Астангов (Инсаров). А в 2019-м на Симоновской сцене в том же зале состоялась премьера дипломного спектакля выпускников Театрального института имени Бориса Щукина «Две женщины», поставленного по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» руководителем курса, профессором Владимиром Ивановым.

 

Пьеса «Нахлебник», написанная Тургеневым в 1848 году и претерпевшая несколько редакций, предназначалась с самого начала для актера М.С. Щепкина, но была запрещена цензурой и не игралась. Итальянский композитор  Чезаре Далл’Олио сочинил по этой пьесе даже оперу, которая не увидела сцены. Лишь 30 января 1862 года она состоялась в Москве, в Большом театре, в бенефис уже престарелого Михаил Щепкина, который сыграл роль 50-летнего Василия Семеныча Кузовкина, дворянина, проживающего на содержании у Елецких.

 

Отрадно, что эту роль спустя через немногим более 100 лет, в 1969 году, в Московском художественном академическом театре имени М. Горького неподражаемо сыграл замечательный актер Mихаил Яншин.

 

В данном спектакле эту не простую роль «маленького человека», располагающего к себе своей трогательностью и обаянием, с определенной осторожностью, удовольствием и пониманием героя играет умный, тонкий, интеллигентный по натуре народный артист России Андрей Ильин, который вошел в состав труппы театра имени Евгения Вахтангова восемь лет назад, сыграв за это время несколько заметных разнохарактерных ролей в разных спектаклях, в том числе Пьера Леже в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье!» режиссера Владимира Иванова (2015), где его партнёршей была 90-летняя легенда Вахтанговской сцены, народная артистка СССР  Юлия Борисова.  

 

Небезынтересно, что представителям средств массовой информации повезло увидеть в новом спектакле поочередно сразу двух актрис в образе 21-летней Ольги Петровны Елецкой (урождённой Кориной), жены главного героя, 32-летнего коллежского советника Павла Николаевича Елецкого (Евгений Кравченко). Обе они внешне и внутренне совсем разные, но каждая из них покоряет своей животворящей силой, естественной красотой и талантом: Елизавета Палкина и Полина Рафеева.

 

Примечательно, что Елизавета Палкина, являясь выпускницей Театрального института имени Бориса Щукина, дебютировала на Симоновской сцене в роли Натальи Петровны в спектакле «Две женщины».  И вскоре ее дебют состоялся уже на Основной сцене Вахтанговского театра в роли Денизы в спектакле «Мадемуазель Нитуш» режиссера Владимира Иванова.

 

В этой же роли, через три года, в 2022 году, на Основной сцене дебютировала и студентка выпускного курса Щукинского училища Полина Рафеева (мастерская Анны Дубровской), сыграв также роль дочери генерала Анечки в постановке Светланы Земляковой «Генерал и его семья» Тимура Кибирова, где в образ генерала отважно перевоплотился один из самых одарённых и востребованных молодых артистов Вахтанговского театра  Максим Севриновский.

 

Среди исполнителей других ролей: Александр Галочкин (Флегонт Александрия Тропачёв, сосед Елецких, 36 лет), Василий Цыганцов (Нарцыс Константиныч Трембинский, дворецкий и метрдотель Елецких. 40 лет), Данила Гнидо (Пётр,  лакей, 25 лет), Виталий Иванов (Васька, казачок. 14 лет) и другие.

 

Нынешнюю постановку осуществила режиссер Анна Горушкина, окончившая в 2005 году ГИТИС по специальности «режиссер драматического театра» (мастерская народного артиста России Леонида Хейфеца).

 

С 2004 года она работала режиссером-педагогом и ассистентом режиссера в театре «Et Cetera» п/р Александра Калягина, где участвовала в создании ряда спектаклей, включая «451 по Фаренгейту» Рэй Брэдбери (режиссер Адольф Шапиро, 2007). Впоследствии выпустила с группой стажеров на сцене «Студия» в театре имени Евгения Вахтангова две пьесы. Одна - «Платонов. Рассказы», составленная из шести рассказов Андрея Платонова (2019). Другая - «Рождество на чердаке», сделанная по пяти новеллам О’Генри (2021). К тому же, с 2013 года она является режиссером и помощником художественного руководителя Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова.

 

Обращение Анны Горушкиной к пьесе И.С. Тургенева «Нахлебник», по ее признанию, стало данью памяти ее учителю в ГИТИСе Леониду Хейфецу (1934-2022), которого не стало год назад. Перебирая в памяти то, как Леонид Ефимович разбирал эту пьесу со студентами, ей захотелось ее поставить как воспоминание и как некое своеобразное послание мастеру.

 

   У нее это получилось. Правда, в сокращенном варианте. Но главное – с россыпью красных яблок по сцене (художник-постановщик Елена Киркова), с героями в первоклассных костюмах с иголочки (художник по костюмам Андрей Климов) и красочной тональной подсветкой (художник по свету – Руслан Майоров).

 

 Смотрите и убедитесь в этом сами. Продолжительность спектакля – 1 час 30 минут без антракта.

 

        

              26 июня, понедельник, 19:30

 

 

 

 

 

   Алла Буловинова

 

   Фото автора

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники