Булгаков и квартирный вопрос.

Опубликовано 05.06.2023 в разделе В театр! | Москва


В Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялись премьерные показы спектакля «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова. Режиссер - художественный руководитель театра Евгений Писарев, в главной роли – неподражаемая Александра Урсуляк.

 

«Зоя мечтает уехать с возлюбленным, бывшим дворянином Обольяниновым, в Париж. Для этого нужны деньги -  так появляется знаменитый публичный дом, замаскированный под элитное ателье. Дела идут довольно успешно, ведь в администраторы берут ловкого авантюриста Аметистова. Но в комнатах веселой квартиры уже зреет печальный финал» - так описывают сами пушкинцы то, что представлено публике в виде спектакля «Зойкина квартира».

 

Квартира в Москве лишь  инструмент в достижении цели – переезда в Париж для главной героини Зойки в пьесе классика отечественной драматургии Булгакова. Именно Михаил Афанасьевич ввел понятие «квартирный вопрос испортил москвичей». Да, герои постановки   любят деньги, и так было всегда.  Но «квартира и судьба - почти синонимы», как писал тот же Булгаков в своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» - «красная нить» соединяющая материальное и духовное. И пушкинцы это великолепно продемонстрировали на премьерных показах спектакля.

 

Булгаковский  текст практически не тронут:  мечтательная, но циничная и  расчетливая хозяйка «Зойкиной квартиры» шагает на  пути к своей цели в изумительных декорациях и в сопровождении невероятной музыки. Сама квартира без стен -  только пол и потолок, но они  расположены  под углом, что как минимум необычно, а как максимум – оригинально. Да, актерам ходить, танцевать, и играть по наклонной плоскости было нелегко,  но «нарушенная геометрия» пространства подчеркивает то  мистические, что творится в квартире-перевертыше. Главная героиня открывает в ней дом свиданий, маскируя  его под швейную мастерскую.

 

«Мне кажется, что это очень русский характер женщины, готовой даже на преступления ради любви к своему человеку. Она сама не то, что бы стремится уехать, но она понимает, что для него это необходимо, он задыхается здесь, он живет на морфии и на кокаине, понимаете, и так далее», – отметил  в общении с прессой режиссер Евгений Писарев.

 

И вот тут то и закрадывается вопрос: «А чего же все-таки в постановки больше – любви или расчета?».  Зоя с Обольяниновым,  Херувим с Манюшкой, Гусь и Алла – все они любят, да  и в публичный дом люди тоже приходят за любовью. И романсы в стиле 1920-х годов, специально для этой постановки написанные Павлом Акимкиным, как раз и способствуют этой самой любви «развиваться». Но, к сожалению,  притон под видом ателье по пошиву прозодежды, организованный предприимчивой гражданкой Зоей Пельц – «сжирает» и любовь и души героев.

 

Черно-белая гамма костюмов (художник Мария Данилова), статуарные мизансцены, метафорическое пространство покосившегося мира (художник Зиновий Марголин), потолок со старинной лепниной, на который  ложатся призрачные тени   – это то, в чем герои пытаются удержать равновесие в летящим в тартарары мире.

 

Невероятно трепетная и жесткая одновременно Зоя (Александра Урсуляк), безвольный морфинист бывший граф Обольянинов (Александр Дмитриев), начинающий Остап Бендер – Аметистов (Александр Кубанин), томная красавица Алла Вадимовна (Анна Кармакова),  гротескный домкома Аллилуе (Сергей Миллер), артистично «гуттаперчевая» Манюша (Елизавета Кононова), реально «китайский бандит» Херувим (Олег Греков) и правдоподобно «брежневский» Гусь (Александр Матросов) – все они «вкраплены» в постановку Писаревым настолько идеально, что в героев веришь и влюбляешься моментально.

 

Конечно же, Александра Урсуляк – ЗВЕЗДА и «квартиры» и театра. Ее Зойка то грубая и  бесцеремонная «железная» леди, то по-матерински нежная  и ласковая к любимому Павлику. И с трудом вериться в то, что она способна ЛЮБИТЬ, скорее всего, Зойка «тащит крест» меняющегося мира, который и погубит ее.

 

Отдельный респект Писареву за «саму Квартиру» в виде интеллигентной старушки в шляпке с вуалью (Нина Марушина) – она как бы над схваткой и лишь наблюдает за приходом «нового времени», которое никому из героев пьесы ничего хорошего не принесет...

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. Светлана Юрьева.

 

Фото - Геворг Арутюнян – пресс-служба театра.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники