«Королева-мать» Манлио Сантанелли с Людмилой Максаковой

Опубликовано 08.06.2023 в разделе В театр! | Москва


В череде премьер театра имени Евгения Вахтангова на его Новой сцене случился пресс-показ спектакля под интригующим названием «Королева-мать» современного итальянского драматурга, писателя и историка, ныне 85-летнего Манлио Сантанелли, которую он написал в 1984 году, будучи еще в 46-летнем возрасте. По всему, его пьеса отражает театр абсурда с его парадоксами, хотя в данном случае она раскрывает злободневную тему: отношения между матерью и сыном.

 

Сюжет пьесы кажется банальным. Вместе в одной квартире с матерью по имени Реджина, в роли которой с присущей ей страстью и на высочайшем эмоциональном уровне выступает народная артистка России Людмила Максакова, приковывая к себе абсолютное внимание зрителя, оказывается ее сын, Альфредо (Владимир Логвинов), названный при рождении именем в честь Альфредо Жермона, молодого человека в опере Джузеппе Верди «Травиата». 

 

Хотя мать и сын давно не виделись, но никак не могут найти общего языка и подхода друг к другу, чтобы добиться нормального человеческого общения между собой: попеременно происходит какая-то бурная экзальтация чувств то в одном, то в другом, и не прекращающееся недовольство друг другом, проявляющееся в чрезмерно повышенных тонах. А все из-за того, что сын приезжает в квартиру матери, чтобы вести подробный дневник о плачевном состоянии ее здоровья, приближающего к смерти. И называется-то он как раз «Королева-мать».

 

Но более всего она раздражается из-за того, что сын собирается затем свою оконченную рукопись продать издателю. В итоге, внутрисемейная драма, похожая на абсурд и постоянно сопровождающаяся резкими взаимными упреками и угрозами, как и положено с присущим им итальянским темпераментом, неожиданным образом заканчивается… смертью сына.

 

Неожиданна сама сценография спектакля, за которую отвечает театральный художник, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ Елена Качелаева, в прошлом выпускница Московского художественного института имени В.И. Сурикова. На небольшой сцене над потолком затемненной комнаты висят светлые акула, воздушный шар с корзиной и самолет. Внизу находятся стена с окном, яхта, несколько столов и стульев.

 

Костюмы двух героев сделаны под руководством известного художника Марии Даниловой, трижды лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска», в том числе за спектакль «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса в театре имени Евгения Вахтангова. Она также выпускница. Суриковского института (мастерская М. Курилко), где за дипломную работу (оформление и костюмы к спектаклю «Король Лир») получила золотую медаль Академии художеств. 

 

Небезынтересно, что цветовая гамма костюмов решена ею в черно-белых тонах: дорожный и домашний костюмы сына; пижама, вечернее платье, халат и купальный костюм матери. Правда, два безмолвных на вид персонажа, появляющиеся на сцене между матерью и сыном, одеты в более яркие костюмы, словно, пришельцы из итальянской комедии масок дель арте – Арлекин (Матвей Глинчевский) и Скарамуш (Даниил Каплинский). Их играют студенты Театрального института имени Бориса Щукина. К тому же, есть ярко-красный наряд, который мать связала сыну в подарок ко дню рождения.

 

На сцене, как в музее, поражая своими огромными размерами, находились три свободно перемещающиеся скульптурные статуи, которые то соединялись, то разделялись, в зависимости от происходящего. Причем, одна из них символизировала мать в годы молодости, вторая – ее горячо любимого и почившего супруга.

 

На проходящем по окончании спектакля брифинге, в котором приняли участие Людмила Максакова, Владимир Логвинов и режиссер спектакля «Королева-мать», педагог, народный артист России Сергей Яшин, в прошлом ученик известного режиссёра и педагога Андрея Гончарова, поставивший уже четвертый спектакль на Вахтанговской сцене (после «Посвящение Еве» по пьесе  Эрика-Эммануэля Шмитта, 1999; «Ночь игуаны» по пьесе Теннеси Уильямса , 2001 и  «Мастер-класс» по пьесе Терренса Макнелли с Людмилой Максаковой в роли великой оперной певицы Марии Каллас, 2022)  можно было узнать, что поставить историю взаимоотношений матери и сына Сергею Ивановичу предложила сама исполнительница главной роли, выполняя, по её словам, завещание переводчицы пьесы с итальянского Тамары Скуй и незабвенного, всем известного и любимого Романа Виктюка, которые в образе Реджины видели именно её.

 

Как оказалось, Людмила Васильевна по праву истинной  королевы (не только в образе)  выбрала сама себе партнёра в спектакль - пластичного и обаятельного 35-летнего Владимира Логвинова,  выпускника 2011 года Театрального института имени Бориса Щукина (курс В.П. Поглазова), чем очень довольна.

 

А на вопрос журналистов, возможны ли нормальные отношения между матерью и сыном, Людмила Максакова ответила всем, что: «Должен быть очень высокий уровень развития человека, чтобы понять, что он получил жизнь благодаря неземному существу. Такой человек понимает, что произошёл не случайный великий чудесный акт появления его на свет, и тогда отношения между матерью и сыном получаются очень тонкие, нежные и трогательные».

 

И еще, по мнению Людмилы Васильевны, любовь не бывает разной - отдельно к мужу, сыну, дочери или Родине. «Любовь бывает одна. Ведь это – чувство, которое заставляет сердце биться и сжиматься. А иначе мы уподобимся Анне Карениной, которая считала, - по словам актрисы, - что, сколько людей, столько и сортов любви».

 

Так ли?!

 

Смотрите и решайте сами.

 

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники