«Соль, Фасоль, Антресоль или Части счастья»

Опубликовано 14.06.2023 в разделе Искусство | Москва


Под таким названием в Доме кино, что на Васильевской, 13, прошел премьерный показ дебютной полнометражной художественной ленты режиссера Евгении Куль. Зал заполнили до отказа дети разных возрастов и взрослые. Сначала познакомили с создателями фильма. На сцену вышли популярные актеры, в том числе заслуженный артист России Борис Галкин, выпускник Театрального института имени Бориса Щукина и режиссёрского отделения высших театральных курсов при ГИТИСе (мастерская А. Гончарова); Сергей Горобченко, в прошлом актер Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н.П. Акимова и Московского театра «Ленком»; народная артистка России Лариса Удовиченко, выпускница ВГИК (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). А также исполнительный продюсер фильма и исполнитель одной из ролей в нем Армен Адилханян. С ними юные, но опытные почти все до одного актеры, среди которых 11-летний Илья Синцов, за плечами которого несколько фильмов; 13-летние Марк Малик-Мурашкин, участвующий в спектаклях Московского Губернского театра п/р Сергея Безрукова, и Никита Кашеваров, задействованный в спектаклях Московского театра мюзикла,  театра «Московская оперетта» и др.

 

Небезынтересно, что в фильме, предназначенного для семейного просмотра, снялись народный артист России Владимир Носик, выпускник ВГИК (мастерская Б. Бабочкина), актер Малого театра; народная артистка России Елена Яковлева, выпускница ГИТИСа (мастерская В. Андреева), в прошлом актриса театра «Современник»; Ольга Красько, выпускница Школы-студии МХАТ (курс О. Табакова и М. Лобанова); Евгения Осипова, выпускница ГИТИСа (курс Б. Морозова и М. Розовского), Сергей Аброскин, выпускник ГИТИСа (курс С. Женовача), который служит у своего учителя в Студии театрального искусства; народный артист России Александр Пашутин, выпускник Школы-студии МХАТ (курс П. Массальского), работавший в театрах имени М.Н. Ермоловой и имени Моссовета, недавно отметивший 80-летие, И другие актеры. 

 

В основе сюжета фильма - семья Крыловых: бабушка, дедушка, две дочки и пятеро внуков. Обнаружив предметы прошлого — старый дисковой телефон и пленочный фотоаппарат "Зенит" — члены семьи сближаются, поскольку. дети открывают для себя новый мир, в котором жили их бабушка и дедушка. А те, в свою очередь, возвращаются в прошлое. Именно это сыграет важную роль в обретении счастья всех членов этой большой семьи.

 

Любопытно, что игра взрослых и детей напоминала хорошо срежиссированный голливудский фильм, а ошеломляющие разноцветные сменяющие друг друга картинки, в который был окрашен окружающий мир героев, доставляли эстетическое удовольствие. Поэтому по окончании фильма захотелось ближе познакомиться с режиссером, которая, подойдя к сцене, не скрывала своей радости от расхваливающих ее картину поклонников.

 

Примечательно, что Евгения Куль выросла на Сахалине. В 17 лет, после окончания школы, которую закончила с серебренной медалью. приехала в Москву и поступила, как хотела мама, в Медицинский университет имени Н.И. Пирогова, в котором окончила и ординатуру, став дипломированным врачом-психотерапевтом и клиническим психологом. Успела попрактиковать, продолжая учиться у американского психолога Макса Шупбаха и у немецкого психотерапевта Берта Хелленгера (1925-2019), а позже закончила психоаналитический коучинг ВШЭ, защитив диплом.

 

При этом позанималась бизнесом, недвижимостью, ландшафтным дизайном. Но, вспомнив, о чем мечтала в детстве, пошла учиться на теле-радио журналистку в мастерскую к Александру Политковскому. Позже преподаватель по операторскому мастерству Дмитрий Мишин настоятельно рекомендовал ей поступить во ВГИК на режиссёрский факультет, где она попала к профессору Виктору Ману на факультет документального кино. Кстати, его педагогом был Лев Кулешов (1899-1970), один из основателей и первых педагогов ВГИКа. 

 

Евгения Куль призналась, что на самом деле не собиралась заниматься художественным кино: ее интересовало развитие туризма в России. Поэтому во время учебы во ВГИКе она снимала короткометражные фильмы о зимнем Байкале, Арктике в Шпицбергене, Кольском полуострове Рыбачий, Алтае. А потом, побывав в Китае, сделала фильм об ассимилированных русских женщинах в семьях мужей-китайцев «Китай - хороший товарищ». Затем попала на Кубу, объездила всю Европу, была в Мексике, Израиле, АОЭ, Аргентине, Англии, Бразилии, Чили, Японии, Австралии, Индии, Сингапуре, Турции, Вьетнаме.

 

Дипломную работу «Гора» о своем друге, многодетном отце, москвиче Олитском Максиме, снимала в Гималаях, где под его руководством с группой поднималась в горы на 4500 метров. Именно с этим фильмом она оказалась на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, затем в Омске и Сербии. «Прошло пять лет, как у Макса обнаружили тяжелую онкологическую болезнь, но он до сих пор водит группы в горы и был со всей своей семьей у меня на премьере. И когда у меня обнаружилась онкология, он мне сказал: «Подруга, тебя это закалит, потому что болезнь дается человеку для чего-то. Болезнь это - учитель, проводник и очень сильный мотиватор».

 

- Евгения, когда Вы начали снимать свое кино?

 

= Во время карантина от безделия и скуки я решила начать снимать детское кино. В написании сценария принимала участие Виктория Шустикова, ученица Карена Шахнозарова. И первую часть «Телефон» мы начинали снимать с ней. Я считаю, что она талантливый сценарист и режиссер. В экспедицию в Геленджик она не поехала, предложив мне самостоятельно снимать дальше. Я же снимала все на свои деньги: продала квартиру сына в центре Москвы и квартиру в Геленджике у моря. Очень уж мне хотелось выжить, справиться с болезнью и создать добрый лирический фильм для всей семьи. Какой смысл сидеть и возмущаться, почему у нас в стране снимают много чернухи и насилия. И детям сниматься в таких фильмах противно.

 

Сценарий моего фильма мне помогали дорабатывать сценарист Анастасия Тамило и Юля Бочарова, выпускница ГИТИСа (мастерская А. Шейнина). Мы прошли четыре этапа в Минкульте, но денег не дали. Аргументом было то, почему подали заявку не на детское кино, а на дебют. Да, потому что я – дебютант! 

 

- Как подбирали артистов среди детей и взрослых?

 

= Детей в фильм «Соль, Фасоль, Антресоль или Части счастья», в большинстве своем, мы выбирали вместе со сценаристом Викторией Шустиковой, а взрослых актеров я сама.

 

Все актеры согласились сразу после прочтения сценария. Борис Галкин проработал свой образ до мелочей. Картавить была его идея. Ему очень хотелось быть похожим на Ленина и Хрущева. Он гений. На премьере его жена, известная певица Инна Разумихина, с которой они только что отметили 10-ую годовщину совместной жизни, смеялась до слез и сказала, что никогда его таким не видела. 

 

Я также пригласила своих подруг Свету Максимову и Ливу Тагиру поработать художниками-постановщиками в Геленджике. А в московских съемках 60-х, в интерьерном убранстве, очень помогла Галина Комиссарова, которая была также художником по костюмам в фильме. Армену придумали роль по ходу пьесы. Композиторами были Максим Минцаев и Тигран Петросян. С моим подходом к съемкам как документалиста, сценарий порой сам вырисовывался на съёмочной площадке.

 

Молодые и талантливые операторы Андрей Соломонов и Антон Азев, ученики Дмитрия Мишина, практически сняли половину фильма. А вторую половину снял мэтр нашего кинематографа Александр Носовский. С ним было работать одно удовольствие! Он «авантюрист», как и я. Очень добросовестный, дотошный и при этом находчивый, и креативный. Одну смену мы с ним снимали 18 часов.

 

 Постскриптум.

 

Евгения Куль: «Два года назад, в феврале, мне пришла в голову идея снять детский фильм в добрых традициях советского кино. Сначала хотела снимать по произведению детского писателя Николая Носова или Виктора Драгунского, автора известного детского цикла «Денискины рассказы». Но внук Носова нам отказал, и дочь второго, Ксения Драгунская, тоже. Поэтому мы решили написать свою историю. В марте мы уже сняли первую часть «Телефон». А летом поехали снимать в Геленджик «Фотоаппарат». И через неделю у меня умер папа от осложнений после ковида. Теплый, великодушный, очень любящий свою семью человек. Папе не исполнилось даже 65 лет. То есть, съемки для меня были чудовищно непростым периодом. Я повторюсь, наверно, когда идешь от беды до беды в поисках добра, то можешь через искусство создавать чудесные, жизнеутверждающие вещи, культивируя радость, даря любовь и становясь счастливым. Поэтому я и посвятила эту картину моему папе. 

 

В планах у меня - снять сказку «Мальчик-с-пальчик», потом экранизировать сказки Пушкина. И надо попробовать убедить современных выдающихся режиссеров Николая Лебедева, Андрея Кравчука, Сергея Урсуляка начать снимать народные сказки и сказки Александра Сергеевича Пушкина! 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники