«Скупой» Мольера в Новом театре п/р Эдуарда Боякова

Опубликовано 27.06.2023 в разделе В театр! | Москва


Новый театр п/р Эдуарда Боякова на сцене театра Et Cetera представил генеральный прогон очередного премьерного спектакля «Скупой», сделанного по мотивам одноименной комедии Жана-Батиста Мольера (1622-1673), сочиненной им в 46-летнем возрасте, в 1668 году. Ее первая постановка прошла в том же году в парижском театре Пале-Рояль (Франция), где  в главной роли потрясающего скупердяя Гарпагона выступил сам Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен.

 

Этот знаменитый на весь мир французский комедиограф, создатель классической комедии, по профессии актер XYII века и директор труппы Мольера, еще и автор знаменитых пьес, известных многим не понаслышке, таких, как «Школа жен», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф или обманщик», «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве» и др., которые ставятся в разных театрах мира и которыми наслаждаются зрители по сей день, в том числе в России.

 

Небезынтересно, что часть пьес Мольером написана в жанре семейно-бытовой комедии, к которому относится пьеса «Скупой», где автор мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого превыше всего оказалась страсть к накоплению, заглушив в нем лучшие человеческие качества.

 

Правда, в данном спектакле немного все иначе, поскольку содержание пьесы представлено в литературной обработке сценариста, писателя, телепродюсера, народного артиста России Леонида Якубовича, широко известного в качестве бессменного ведущего и художественного руководителя телевизионной программы «Поле чудес» на Первом канале, начиная с 1991 года по сей день. И, конечно, еще по незабываемо сыгранной роли старца Никандра в спектакле «Лавр», поставленного на сцене МХАТа имени М. Горького в 2020 году по мотивам одноимённого романа Евгения Водолазкина художественным руководителем театра Эдуардом Бояковым.

 

Хотя сочинению Мольера на сегодня 355 лет, постановочная группа спектакля под руководством режиссера, народного артиста России Валентина Клементьева, окончившего в свое время ГИТИС и прослужившего более 30 лет во МХАТе имени М. Горького под началом народной артистки СССР Татьяны Дорониной, являющийся ныне руководителем актерских мастерских в альма-матер и Школе Нового театра (совместный образовательный проект Нового театра и университета «Синергия»), создала новую версию классической пьесы. Она стала возможной благодаря исполнителю главной роли Леониа Якубовича, написавшего смелые и оригинальные душевно-философские монологи, приукрасившие главного героя, которые он сам с присущим ему вкусом и произносит. Это придает особую остроту и парадоксальность актуальному сатирическому тону пьесы.

 

При этом образ главного героя Гарпагона в версии Нового театра и в облике смехотворно порой перевоплощающегося на сцене Леонида Якубовича, предстает одновременно смешным и трагичным. И все из-за того, что, судя по произносимым монологам в завершение каждого из двух действий, герой пьесы при всей своей ювелирной скаредности оказывается еще и мудрым философом и настоящим интеллектуалом. Об этом свидетельствует сценография Александра Цветного, которая представляет на сцене кабинет Гарпагона, оформленный под стилизованную библиотеку, настоящую обитель мыслителя, забитую фолиантами и прочими атрибутами кабинета европейского ученого. 

 

Но в то же время главный герой, являясь отцом двух собственных детей, из-за своей скаредности держит их в ежовых рукавицах, принуждая каждого из них не по своей воле к браку по расчету. От этого страдает и его дочь Элиза, возлюбленная Валер (Александр Сальник), которую обворожительно играет Софья Бородицкая, покоряя своей красотой и пластикой. Здесь мучается и его сын Клеант (Дмитрий Мальцев), возлюбленный Марианны (Дарья Дуженкова), на которой сам отец готов жениться.

 

Нельзя оставить без внимания и Жака в исполнении заслуженного артиста России Сергея Габриэляна, сменяющего на себе один за другим колпаки, выполняя одновременно обязанности то повара, то кучера. 

 

Украшением спектакля, несомненно, является исполнительница посредницы в сердечных делах по имени Фрозина, которую с блеском, невероятной искрой в глазах и с внутренней легкостью и кокетливо играет заслуженная артистка России Евдокия Германова.

 

И более всего во всех сценах спектакля, где только он появляется, примечателен обаятельный и ловкий слуга Клеанта, незаменимый помощник в нелегких амурных делах, Ла Флеш с неизменной дудкой во рту, которого с удовольствием играет 13-летний Никита Кашеваров. Именно он нашёл в саду заветную шкатулку с деньгами Гарпагона и выкрал её…

 

Эффектным представлением в спектакле было заключительное появление на сцене на раскачивающихся высоко над всеми троне-качелях богача Ансельма, как оказалось отца Валер и Марианны. В его ярком образе и превосходном костюме, переносящем в средневековую Францию (художник по костюмам Виктория Севрюкова) предстал сам режиссер Валентин Клементьев. Именно его герой распутал под конец веселенькое на самом деле содержание пьесы и привел к счастливой развязке любовных отношений всех героев пьесы, которым интриги Гарпагона мешали до поры до времени соединиться вместе. 

 

P.S. 13 и 14 июня 2023 года премьера спектакля «Скупой» прошла на сцене театра Et Cetera с аншлагом и имела успех у зрителей. В сентябре спектакль займет свое место в репертуаре Нового Театра и будет играться регулярно. Информацию о площадке смотрите на сайте Нового Театра https://newtheatre.ru/.

 

 

 

 

 

   Алла Буловинова

 

    Фото автора

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники