«СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ» Масканьи в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана
Впервые в музыкальном театре «Геликон-опера», в его большом зале «Стравинский», прошел предпремьерный показ веристской оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» по одноименной пьесе сицилийского писателя, основателя литературного веризма Джованни Верга в постановке художественного руководителя театра, народного артиста России Дмитрия Бертмана. Эта опера положила начало новому течению в мировом оперном искусстве. Только в Италии ее исполнили 14 000 раз, что составляет примерно 21 спектакль ежемесячно 55 лет подряд! В наше время на мировых сценах её ставят более 700 раз в год. Примечательно, что эту оперу высоко оценили выдающие современники Масканьи, включая Джузеппе Верди и Петра Ильича Чайковского.
Небезынтересно, что 27-летний итальянский оперный композитор Пьетро Масканьи (1861-1945) обучался в Миланской консерватории, одно время работая дирижером в различных театрах. Широкую известность приобрёл после написания оперы «Сельская честь», участвовавшей в конкурсе одноактных опер начинающих итальянских композиторов, чьи произведения никогда не ставились на сцене. Конкурс был объявлен в Милане в 1888 году издателем. Эдоардо Сонзоньо.
В итоге среди трех опер-победительниц из 73 участниц жюри выбрало «Сельскую честь», которая впервые с успехом прошла в театре «Костанци» в Риме в 1890 году. Затем премьеры состоялись в ряде городов Италии, Берлине, лондонском театре Шафтсбери, «Ковент Гарден», чуть позже в Филадельфии, Чикаго, Нью-Йорке и «Метрополитен Опера» (США). Всего Пьетро Масканьи написал 15 опер, и ни одна из них не имела такого ошеломляющего успеха. Это сочинение Масканьи всего в одном действии, которое длится немногим более часа, и все события в ней происходят в один день. Картины сельского праздника чередуются с лирически-драматическими партиями героев. В центре произведения — трагическая история любви.
Перед просмотром многообещающего спектакля с прекрасными декорациями и костюмами нельзя было не вспомнить одноименный фильм 1982 года выдающегося Франко Дзеффирелли, который он поставил с непревзойденной Еленой Образцовой в партии девушки-крестьянки Сантуццы, а также с Пласидо Доминго в образе сельского парня Туридду, вернувшегося из армии, и итальянским баритоном Ренато Брузон - в образе сельского возницы Альфио.
Хотя композитор считал, что свою Сантуццу он написал для драматического сопрано, но со временем эта партия стала любимой и коронной для меццо-сопрано. Поэтому создание этого образа находится в диапазоне от сопрано Марии Каллас, начавшей свой творческий путь с воплощения партии Сантуццы еще до Второй мировой войны и, причем, единственный раз, до меццо-сопрано Елены Образцовой.
Примечательно, что сюжет "Сельской чести" таков, что селянка Сантуцца, приревновавшая своего любимого жениха Туридду, от которого ждала ребенка, к его бывшей возлюбленной Лоле, донесла о роковой измене ее мужу Альфио, который в конце в сельской «дуэле» убивает того, кто сделал его "рогоносцем". Как оказалось, по старинному сицилийскому обычаю, чтобы вызвать соперника, в данном случае обесчещенного мужа на поединок, Туриддо укусил Альфио за правое ухо...
В новом спектакле «Геликон-оперы» постановка идет в одном действии продолжительностью в один час и в трех составах. Только единственная заслуженная артистка России, меццо-сопрано Лариса Костюк во всех составах представляет образ Лючии, маму Турридо, которая заметно меняется внутренне и внешне в своем облике. от сцены к сцене, облачаясь в конце в траур, подчеркнуто тем самым провожая своего сына в последний путь, откуда не возвращаются. Так печально заканчивается опера.
На предпремьерном показе в главной партии Сантуццы блестяще выступила драматическое сопрано Елена Михайленко, выпускница вокального факультета Российской Академии музыки имени Гнесиных (класс заслуженной артистки России, народной артистки Армянской ССР, профессора Рузанны Лисициан). Она покорила публику не только прекрасными вокальными данными, но и незаурядным талантом драматической актрисы. Именно ее героиня является тем драматургическим центром оперы, который проложил дорогу к кровавой трагедии.
А тенор Иван Гынгазов в образе Турридо, несмотря ни на какие условности, страстно и до последнего любившего Лолу (меццо-сопрано Валентина Гофер, совершенствовавшая свое вокальное мастерство в Академии хорового искусства имени В.С. Попова под руководством профессора Светланы Нестеренко), которая выкрала его из семьи, вызвав в нем губительную для него страсть к себе, не только покоряет ярким и красивым тембром своего голоса, его завидной подвижностью и возможностью легко достигать высоких нот, но и мужским обаянием и красотой. Не случайно, его приглашают в спектакли, идущие на других оперных площадках, включая Большой театр России и Мариинский под руководством Валерия Гергиева в Санкт-Петербурге.
В спектакле в партии Альфио, сраженного изменой жены Лолы с Турридо во время его отъезда, выступает замечательный баритон, лауреат международных конкурсов Константин Бржинский, окончивший вокальный факультет Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова и обучавшийся в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской.
Дирижером-постановщиком спектакля является народный артист России Евгений Бражник, под волшебной дирижерской палочкой которого вспыхивают пронзительные музыкально-драматические страсти как на сцене, так и в оркестре, захватывая целиком в свой интригующий водоворот искушенного слушателя.
Одним из впечатляющих моментов спектакля являются хоровые фрагменты с участием многочисленных певцов, которые несут важную эмоциональную нагрузку. Тем более, что весь сюжет «Сельской чести» построен вокруг светлого праздника Пасхи, музыкальной основой которого являются хоровые пасхальные песнопения.
Сценически "Сельскую честь" осуществила исторически сложившаяся команда "Геликон-оперы». Во главе с режиссёром-постановщиком Дмитрием Бертманом безукоризненно поработали его талантливые единомышленники: заслуженные художники России - художник-постановщик Игорь Нежный и художник по костюмам Татьяна Тулубеева, а также художник по свету, заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов; хормейстер, заслуженный артист России Евгений Ильин и хореограф, лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов.
Кажется, что не случайно опера в свое время принесла Масканьи и автору литературной основы Верге небывалый по тем временам доход со «сборов». Можно надеяться, что такое чудо произойдет и сегодня.
Успехов!
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: