«Занавес» -  премьера на Малой сцене МХТ имени Чехова.

Опубликовано 30.09.2023 в разделе В театр! | Москва


В Камергерском первая премьера сезона: спектакль «Занавес» по пьесе драматурга Андрея Стадникова. За каждой ролью на сцене -  реальный сотрудник МХАТа. Автор два года назад провел интервью практически со всеми сотрудницами театра.  Некоторых уже нет в живых. Никто не знал, что из собранного материала войдет в спектакль, что - не войдет. И вот «итог» уже на сцене.

 

Практически, спектакль – это документальный фильм на сцене, состоящий из трех «серий».  Крупные планы артисток -  на мониторе. Декорации перестаивают шустрые молодые люди буквально на глазах у зрителя. Заканчивается все  отрывками из культовых спектаклей театра за всю историю МХТа. И эти отрывки талантливо и артистично «вплетены» в историю страны: войны, революция, сталинизм, застой, перестройка, ГКЧП, «лихие 90-е», «вставание с колен» - вплоть до нынешнего времени. «Красная нить» третьей части спектакля – «Театр пережил все, и будь ЖИТЬ дальше, несмотря ни на что!».

 

Историю легендарного театра рассказывают и показывают: Ольга Воронина, Елизавета Ермакова, Надежда Жарычева, Мария Зорина, Мария Карпова, Анастасия Скорик, Мария Сокова, Мария Сокольская, Дарья Юрская, Маргарита Якимова.

 

Театральный занавес  в данном спектакля «живой» -  он отделяет зал от подмостков, зрителей от артистов, жизнь реальную от жизни в искусстве. А занавес с мхатовской чайкой – отдельная «роль», потому что в спектакле это экран и несколько операторов. В течение двух часов они  снимают «кино», в котором  главные героини - актрисы МХТ и их истории. В театр трудно попасть и еще сложнее уйти – об этом все те «рассказы», которые слушает и смотрит зритель.

 

В первой части все актрисы реально «обнажают» собственные души, рассказывая о том, как они пришли в театр, какие роли играли, в каких «переделках» участвовали и что для каждой из них сцена.  Во второй десять актрис легендарного Храма искусств  примеряют образы других работниц театра: костюмеров, гримеров, осветителей, суфлеров, вахтеров, ключниц, театрального врача. А на экранах в этот момент - документальные портреты тех, кого играют мхатовские красавицы.

 

«Есть такая фраза: "Театр - это целая жизнь". Мысль вроде бы банальная, но для нас, создателей "Занавеса", это действительно так.  Причем не просто театр, а именно этот - Московский Художественный. Это наш университет и наша работа. Мне кажется, мы выпускаем спектакль без излишнего нерва, потому что откуда же взяться этому нерву, если в течение десятилетий мы находимся внутри смыслов, живущих в этом пространстве. Мы просто должны прийти к самим себе», - говорил перед премьерой режиссер Юрий Квятковский.

 

«Мы хотели показать разнообразие человеческих характеров, которые здесь присутствуют. Но, поскольку речь настоящая, мы боялись, как отреагируют люди. Вся история в том, что я должна их всех полюбить. Кого-то действительно было сложнее «делать». Есть очень яркий характер, там сразу все понятно по тексту — такой комедийный. А есть очень сложные. И сначала думаешь: «Ой, как бы мне придумать!» А потом ты понимаешь: не нужно гнаться за ярким образом, он придет сам, когда ты проникнешь в суть того, что ты говоришь», - вторит режиссеру актриса Дарья Юрская.

 

И действительно, в постановке есть все: ирония, комизм, драма, и даже повседневность. Бурную реакцию овациями на пресс-показе для журналистов вызвали истории администратора, врача, старшего билетера, которые  часто работали вообще без выходных. Фурор произвел рассказ Валентины Николаевны, «рабочей по стирке с душой поэта», которая в свободное время изучает историю Камергерского переулка. Отдельный РЕСПЕКТ Марии Соковой – ее монологи, практически все, вызывали гром аплодисментов представителей СМИ на пресс-показе.

 

«Монологи женщин, с которыми мы работаем бок о бок, но не всегда даже знаем, как их зовут – они просто удивительны. Такое чувство, будто драматург драгоценные бусы собрал. Как исследователи отправляются в фольклорные экспедиции и привозят оттуда сокровища – вот такое у меня впечатление от этих историй. Эти женщины такие открытые, такие честные. Поразительно, какими невероятными путями люди приходят в театр», - философски сформулировала фабулу постановки несравненная Мария Сокова.

 

Третья, оперная часть спектакля, самая сложная для восприятия. Ее точно примут не все зрители, но на то и существует театр, чтобы «разъяснять и соединять».

 

«За фасадом театрального здания происходят совершенно неожиданные вещи. Театр – это всегда ожидание чуда, но когда деконструируешь это чудо, то за ним возникают конкретные люди. У этих людей свои истории, очень неожиданные биографии, в театр их провело стечение обстоятельств, иногда причудливых. Это пьеса про женщин, что мне кажется символичным и важным, ведь именно женщины в театре хранят традиции, оберегают дом. Героини нашего спектакля могут не выходить на сцену, но они наполняют ее своей энергией», - главные слова режиссера Юрия Квятковского  о спектакле «Занавес».

 

Вместе с режиссером над спектаклем работали художник Анна Гребенникова, художник по костюмам Леша Лобанов, художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Александр Плахин и композитор Николай Попов. Премьерные показы также пройдут 29 сентября, 6, 11 октября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Сергей Виноградов.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники