«Иван Васильевич» Михаила Булгакова предстал на сцене Театра Сатиры

Опубликовано 08.11.2023 в разделе В театр! | Москва


В Московском академическом театре сатиры юбилейный сотый сезон 2023-2024 гг. начался с пресс-показа спектакля его художественного руководителя, режиссера Сергея Газарова «Иван Васильевич». Небезынтересно, что пьеса, написанная Михаилом Булгаковым почти 90 лет назад, в 1935 году, специально для этого театра, не появилась на сцене из-за цензуры.

 

Зато восполнила знакомство с этим произведением русского писателя фантастическая комедия режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» с участием незабываемых Юрия Яковлева, Леонида Куравлева и Александра Демьяненко в главных ролях и вышедшая на широкий экран в 1973 году.  В ней фигурировали инженер-изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), создавший машину времени, которая из-за сбоя в работе открыла двери во времена царствования Ивана Васильевича Грозного, оказавшегося ненароком вдруг в XX столетии, а его тёзка, московский управдом Иван Васильевич Бунша, сосед Шурика, вместе с квартирным и карманным вором-рецидивистом Жоржем Милославским переместились в XVI век, прямо в палаты царя. В результате сложившейся водевильной ситуации, иначе не скажешь, произошла невообразимая путаница, при которой герои, независимо от них самих, попав в разные исторически эпохи (времена НЭПа и русского Средневековья) живут по законам своего времени.

 

Именно это и показано в веселой постановке Театра Сатиры, которую первыми смотрели представители СМИ на пресс-показе 27 сентября на протяжении двух с половиной часов с антрактом, не отрывая глаз, на одном дыхании!

 

На хорошо обустроенной сцене, где возвышается огромная ультрасовременная машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии, ее мечущийся изобретатель нечаянно, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов, отправляет в роскошные царские покои управдома Буншу с жуликом Милославским в XYI  век, а царь Иван Васильевич Грозный появляется в московской коммуналке по адресу: Банный переулок, 10, в 30-е годы XX века.

 

Немаловажно, что в необычном и достаточно сложном для восприятия спектакле, даже для искушенного зрителя, все детали каждой из представленных исторических эпох тщательно продуманы режиссером. А вместе с ним слаженно работали художник-постановщик, народный художник России Владимир Арефьев, являющийся выпускником  Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, и талантливый хореограф, основатель направления Новая пластическая драма Сергей Землянский, главный балетмейстер Московского академического театра сатиры, в свою пору окончивший хореографический факультет Челябинской Государственной Академии культуры и искусств по специальности педагог-хореограф (мастер курса заслуженный артист России, профессор Виктор Иванович Панфёров). Поэтому закономерно, что получившаяся комедия положений в постановке Сергея Газарова, прекрасно иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию тонко продуманным действием, подтверждая известную истину: человек не меняется со временем, в каком бы столетии он не находился.

 

За богатые красочные костюмы эпохи Ивана Грозного, яркие женственные платья ар-деко, кафтаны челяди и царские наряды, роскошные туалеты киноактрисы немого кино Зинаиды Михайловны в спектакле отвечала художник по костюмам Мария Боровская, окончившая Университет имени Косыгина по специальности «Художник-модельер, художник по костюмам», к тому же являющаяся достойным продолжателем династии знаменитых театральных художников – сценографа Давида Боровского и театрального художника Александра Боровского. 

 

Своим искусством спектакль украсили художник по свету, заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов и написавший музыку к постановке композитор Алексей Айги, лауреат многих престижных премий за музыку к кинофильмам. При этом в музыкальной партитуре спектакля звучат фрагменты народных песен, включая «Ой ты, степь широкая», а также мелодии из сочинений зарубежных композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Вивальди, Моцарт и многих других, а также отечественных композиторов, в том числе. Дунаевского, Свиридова, Соловьёва-Седого, Строка, Чайковского и Яблокова.

 

Среди исполнителей главных ролей на пресс-показе блеснули, до неузнаваемости изменившие свой внешний облик, и при этом раскрыв новые грани своего таланта, народный артист России Юрий Васильев (Бунша-Корецкий, управдом / Иоанн Грозный), Илья Малаков (Тимофеев, изобретатель), да и сам Сергей Газаров (Шпак Антон Семёнович, сотрудник отдела международных перевозок), что не случайно. В прошлом Сергей Ишханович - выпускник актерского факультета ГИТИСа (первый актерский курс, набранный в 1976 году, Олегом Павловичем Табаковым). И в его послужном списке многочисленные роли в театре и кино, в том числе в драматическом фильме «Палач» 1990 года режиссёра Виктора Сергеева, где он играл вместе со своей первой любимой женой, актрисой Ириной Метлицкой (1961-1997).    

 

Примечательно, что Артём Минин виртуозно выступил в роли Жоржа Милославского, умудрившись показать не простые фокусы с перемещением предметов и ценностей. А Александра Мареева, окончившая Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская Григория Козлова) и до последнего времени игравшая в театре «Мастерская» Григория Козлова,  в шикарном ярко-оранжевом наряде неподражаемо перевоплотилась в киноактрису Зинаиду Михайловну, которую, кстати, на экране без труда изобразила миловидная Наталья Селезнева.

 

В спектакле, где много танцев и песен, выступили многочисленные молодые артисты труппы, представляя бояр, стрельцов, стольников, свиту царицы и посла, стражей царя, гусляров и даже милицию. В спектакле некоторые роли исполняются в разных составах.

 

В результате новую постановку Театра Сатиры, официальная премьера которой состоялась 29 сентября, по словам самого художественного руководителя театра и ее режиссера Сергея Газарова, можно «назвать программным спектаклем Сатиры, в ней - истоки и продолжение нашего театра». Вот так!

 

Убедитесь сами. Следующие спектакли «Иван Васильевич» в постановке Сергея Газарова на Основной сцене театра Сатиры состоятся 12 ноября, воскресенье, 19.00, 25 ноября, суббота, 19.00 и 9 декабря, суббота, 19.00.

 

Не пропустите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Алла Буловинова

 

  Фото: пресс-служба Театра Сатиры

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники