«Лес» Островского сплавляют по воде на сцене Маяковки.
Именно водное пространство исторической сцены театра имени Маяковского и является тем самым «сплавом», на котором и во время которого происходит действие постановки Егора Перегудова.
«Изначально была идея, что лес – это что-то дремучее, наступающее, опасное. А сейчас лес – это такая стоялая вода, какое-то место, где ничего не изменяется», - рассказал перед премьерой режиссер, художественный руководитель Театра имени Маяковского Егор Перегудов. И художник постановки Владимир Арефьев, как говориться «вызов принял»: его сценическое решение «сплавления леса по реальной воде» - это чуть ли не впервые в мировой практике на театральной сцене.
«Нами двигают ощущения от того, что мы сегодня увидели, услышали в этом тексте, в этой музыке. Все то, что дает представление о будущем спектакле», – прокомментировал свое видение «водной сцены» Народный художник России Владимир Арефьев.
Вода на сцене и на заднике в виде «кино», герои в сапогах и галошах, плавающие яблоки, бревна на которых играют Счастливцев и Несчастливцев – именно через это режиссер и труппа доносят до зрителя Островского. Как и в дни написания пьесы, так и сейчас все условно: время как таковое, любовь и нелюбовь, несбывшиеся надежды и желания, да и сама жизнь в целом.
По сюжету два провинциальных артиста: комик Счастливцев и трагик Несчастливцев - оказываются в усадьбе богатой помещицы Гурмыжской, где никто не видит «за лесом деревья». Студент женится на старухе ради денег, бесприданница топится (реально в емкости между сценой и зрительным залом) от любви, все врут и изворачиваются, а самое главное – никто не счастлив, даже тот, у которого и фамилия этому соответствует. Зритель видит и «сплавляющийся» по воде сцены Маяковки «лес», и мир героев, который «уплывает» из-под ног, заставляя задуматься о параллелях с современностью. Выходя после премьеры, многие точно задумаются над увиденным, размышляя и сопоставляя себя с героями Островского.
«Плывущее» время, знакомый сюжет, аскетичная атмосфера, полумрак и скудный свет, который отражается в реальной воде, и талантливейшее воплощение актерами замысла классика и «репродукции» режиссера Перегудова. Помещица Раиса Гурмыжская в исполнении Анны Ардовой – молода, несмотря на годы, стремящаяся быть любимой: виртуозно исполнена роль, неподражаемо сыгранный образ, оставивший чувство гордости за артистку Маяковки.
Персонажа Счастливцева виртуозно (талан и обаяние ему в помощь) воплотил Сергей Удовик, который явно «перетянул пальму первенства» у своего антипода Несчастливцева. Голос Вячеслава Ковалева – отдельная «роль» в постановке. Ключница Улита «сделанная» на сцене Дарьей Поверенновой – ранима, душевна и добра. Лакей Карп – импозантный Сергей Рубеко – жизненное воплощение островского персонажа. Буланов, образ которого с изрядной долей цинизма «презентовал» зрителю Ярослав Леонов, неприятен до глубины души. В спектакле также заняты: Виталий Ленский, Илья Никулин, Олег Сапиро.
Отдельная «песнь» постановки – умопомрачительная игра Киры Насоновой. Никакого тебе «заламывания рук», никой отсебятины – чистый Островский: темперамент, любовь, трагичность, грань между жизнью и смертью. Ее сцена с «утоплением» в том самом водном пространстве, уникально оборудованном создателями спектакля – точно в учебники по театральному искусству.
«Лес» Островского – это про театр, если цитировать Егора Перегудова. Актеры, которых зачастую обвиняют в беспутной жизни, в премьерном спектакле Маяковки предстают личностями честными и благородными, за что им как говориться «низкий поклон». А вот «людишкам» из высшего общества нужно всерьез задуматься о бренности жизни и пересмотреть «свое плохо скрываемое гнилое и продажное нутро».
Ставший классическим шиллеровский монолог трагика «Люди – вы порождение крокодилов…» - то ли мы так и не научились жить в «перевернутой картине мира», то ли действительно мало что изменилась за 150 лет. Вот об этом и стоит подумать, посмотрев «водный лес» от маяковцев, которые «расшили красками» своего таланта магию Островского.
И в самом финале режиссер дает всем нам проблеск лампы в руках Счастливцева – увидеть и понять его задача каждого.
Владимир Сабадаш. Светлана Юрьева.
Фото – пресс-служба театра имени Маяковского.
Окультурить друзей: