Матренин двор» Александра Солженицына Томского областного театра драмы показали в Москве
Последний аккорд спектаклей, отобранных в конкурсную программу YII фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» - 2023, инициаторами и артистическими директорами которого являются профессор Школы-студии МХАТ, доктор искусствоведения, театральный критик Ольга Егошина и театральный критик, журналист, лауреат премии Союза журналистов России и премии К.С. Станиславского Марина Токарева, прозвучал с Основной сцены Российского молодежного академического театра, что в центре Москвы.
Спектакль «Матренин двор», поставленный молодым режиссером Юрием Печенежским, выпускником СПбГАТИ, ныне - РГИСИ (курс профессора С.Д. Черкасского) и магистратуры ГИТИСа (курс профессора Л.Е. Хейфеца), по одноименному рассказу Александра Солженицына о трагической судьбе женщины Матрены, опубликованному впервые в 1963 году в журнале «Новый мир», оказался последним в череде 14 спектаклей, таких, как: «Так возможно, так близко» Санкт-Петербургского театра «ЦЕХЪ» (режиссеры Александра Мамкаева и Виктор Бугаков) и «Левша», драматический фарс с «очень человечкиной душой», представленный по рассказу Николая Лескова режиссером Донецкого республиканского академического молодежного театра (г. Макеевка) Максимом Ждановичем.
Действие происходит в небольшой русской деревне под названием Тальново в 50-е годы XX века. Этому соответствуют костюмы театрального художника Ольги Атмадзас, а также сценография, музыка, песни, которых в спектакле много. Выстроенную на сцене огромную избу складывали из настоящих железнодорожных шпал.
Именно в этом пространстве начинает повествование актер Павел Кошель, исполняющий роль автора, немолодого мужчины, отбывшего срок в тюрьме и желающего тихой, спокойной жизни в русской глубинке, судьба которого биографически напоминает судьбу самого Александра Исаевича Солженицына.
Заселившись в избу малограмотной Матрены Васильевны Григорьевой, которую величают Матреной, он подробно повествует об ее быте, привычном для нее поведении, желании помочь всем и каждому, о том, что она сохраняет в себе, несмотря на возраст и жизненные неурядицы, дух молодости и желание работать. При этом она не разбирается в пенсионной реформе, ухаживает за козой, отказывается брать деньги за помощь другим. Но в какой-то момент жизнь Матрены трагически обрывается на переезде под поездом из-за того, что ее бывший жених (Фаддей Миронович), превратившийся в цепкого и жадного старика, брат ее пропавшего мужа, начинает претендовать на дом, в котором она жила, вывозя к себе во двор разобранную горницу…
Премьера на самом деле душераздирающего спектакля состоялась 6 марта 2022 года. В главных ролях выступают Елена Саликова (60-летняя Матрена), Аделина Бухвалова (Матрёна в молодости), заслуженный артист РФ Евгений Казаков (Фаддей), Дмитрий Упольников (Фаддей в молодости), а также Елена Дзюба, Ирина Шишлянникова, Татьяна Тёмная (сёстры Матрёны, ищущие свою выгоду во всем и относящиеся к ней потребительски) и другие.
По откровенному признанию актрисы Ирины Шишлянниковой, прослужившей без малого 30 лет в Томском драматическом театре по окончании в 1995 году ВТУ имени М. С. Щепкина (курс художественного руководителя Малого театра России, профессора Ю.М. Соломина), «первым подарком для нее в работе над спектаклем был, конечно же, язык автора. У каждого актёра нашёлся знакомый или родственник, кто говорил и выглядел именно так, как персонажи повести. Это всех нас объединяло и давало простор для работы. Следующим важным звеном был аскетичный язык сценический выразительности и полное отсутствие "театральных" жестов и открытой эмоциональности, что даёт возможность каждому зрителю "допереживать" и "додумать" чувства и мысли за персонажей спектакля».
К тому же, художник-постановщик спектакля - действительный член Союза художников России Фемистокл Атмадзас из Санкт-Петербурга, окончивший театрально-декорационное отделение Академии художеств им. И.Е. Репина (мастерская народного художника РСФСР Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ имени Г.А. Товстоногова) подчеркнул, что, работая над сценографией, он «искал некий модуль, объединяющий все места действия и возможно чего-то еще. В итоге пришел к железнодорожным шпалам, из которых и сложил «Матренин двор». Ну, а боязнь главной героини поездов и все, что с ними связано, лишь добавило смысла истории».
За музыкальное оформление спектакля, которое, по словам артистов, «было тем самым эмоциональным выплеском безсловесных жителей деревни, в котором отразились их боль, раскаяние, мечта и жизнь», по большому счету, отвечал театральный композитор Николай Морозов, окончивший Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу композиции профессора Н.М. Пузея. Специально для спектакля «Матренин двор», трогательно повествующем о главном, что у человека есть душа, он написал несколько песен, которые стилизованы под народные.
Так что не случайно в адрес постановки «Матренин двор», поставленному по произведению Солженицына, стоящему в одном ряду с такими его известными и важными по смыслу и содержанию сочинениями как «Архипелаг ГУЛАГ», (1969—1989) «В круге первом» (1973), «Красное колесо» (1968), «Один день Ивана Денисовича» (192), «Раковый корпус» (1975), прозвучала самая высокая оценка вдовы русского писателя и драматурга, который находился в заключении в лагере ГУЛАГа (1945-1953), Натальи Дмитриевны Солженицыной.
Встретившись с артистами по окончании спектакля, она призналась, что смотрела его не без слез. И подчеркнула, что главное в произведении – это последние слова, посвященные Матрене, которые Солженицын написал про то, что «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». И поэтому самым главным в спектакле должно быть так, чтобы эти последние слова не потерялись. «И вам это, безусловно, все это сегодня удалось», - признала Наталья Дмитриевна. И добавила: «Сегодня, правда, у вас большой успех. Конечно, можно все разбирать «по косточкам», но это - не моя задача. А вам земной поклон! Вы справились с самой трудной задачей, потому что в рассказе нет диалогов, все ж надо было раскидать правильным образом между главными героями, чтобы не был все время авторский текст. Ну, а как сделать жизнь актеров наполненной на сцене, если автор сделал это ни в прямой речи?».
Сделали. Да так, что спектакль «Матрёнин двор» стал победителем фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» в номинации «Приз зрительских симпатий»!
Поздравляем…
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: