Елена Саликова: «Спектакль «Матренин двор» по Солженицыну в Томском драматическом театре получился о любви»
Немаловажно, что режиссеру Юрию Печенежскому за спектакль «Матренин двор», поставленный по одноименному рассказу Александра Солженицына в Томском театре драмы, по итогам голосования на торжественной церемонии закрытия VII «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». вручили приз зрительских симпатий.
Как следует из официального источника, предложение поставить спектакль «Матренин двор» Юрию Печенежскому поступило, когда Томской драмой был выигран Президентский грант. Этот спектакль - совместный проект Томского театра драмы и Ассамблеи народов Томской области, который стал победителем первого конкурса президентских грантов культурных инициатив.
Художник Фемистокл Атмадзас сделал уникальную сценографию, как будто предсказывающую трагический финал - гибель Матрены на железнодорожном переезде, на шпалах, из которых был сооружен ее дом на сцене. И это было так естественно, потому что она всю жизнь боялась поезда, и всю жизнь по Атмадзасу жила под этим страхом. В результате Матренин двор и ее горница представляют собой единое целое — стену-забор с просветами, за которыми видно чистое небо, клубы дыма и летящий на Матрену и всех зрителей (на видео) огромный красный паровоз…
Небезынтересно, что, наряду со зрелой Матреной (Елена Саликова) режиссер ввел в спектакль молодую Матрену, в образе которой представлена живая душа Матрены (Аделина Бухвалова). Каждая из них имеет свое пластическое решение: грациозные, плавные жесты и движения одной, семенящая походка второй; распахнутые для объятий руки одной и протянутые в зал руки другой. Вместе они в Матренином доме и принимают постояльца Игнатича (Павел Кошель), который поведал грустную историю героини Александра Исаевича Солженицына.
Примечательно, что собирательный образ решается прежде всего в «хоровом» плане, за который отвечает композитор Николай Морозов, Спектакль и начинается с хорового пения. Поэтому историю Матрены доверено рассказать не только автору Игнатичу , но и всем жителям села. Как это получилось?
Вот что рассказала о спектакле и своем участии в нем актриса Елена Саликова, безукоризненно и трогательно исполняющая роль 60-летней Матрены старшей. Она окончила Пермский государственный институт культуры (мастерская профессора Г.А. Фомина). В Томском областном театре драмы служит уже 30 лет. И это ее не первая главная роль.
- То, что будет две Матрены в спектакле «Матренин двор», изначально придумал режиссер Юрий Печенежский Мне кажется, что это правильно. Его замысел, очевидно, заключался в том, чтобы показать Матрену старшую телесно совсем разбитую, хотя душа у нее осталась молодой и светлой. Мы видели фотографию настоящей Матрены, на которой она выглядит очень старо, а ей было, как пишет Солженицин, всего лишь 60 лет.
Я долго не понимала, как она разговаривает. Если с тем, как она ходит и вообще передвигается было понятно, то, если говорить старушечьим голосом, могла случится некая пародия.
Но вдруг во время репетиций я заболела ковидом, правда, в легкой форме, и у меня образовалось много свободного времени. Я стала слушать записи потешек, частушек, заговоров бабушек Муромского района Владимирской области, откуда родом была Матрена. Это мне захотелось делать с целью услышать своеобразие речи, которое присутствует в рассказе. Но, кроме фольклорных текстов, были рассказы о непростых и даже трагических судьбах многих, с сопутствующей им иронией и даже светлой улыбкой. При этом я вспомнила свою бабушку, которая умерла, когда мне было 14 лет, и в памяти осталось какое-то теплое чувство, связанное с ней. Вот за тот период, пока я болела, и произошло накопление какой-то необходимой информации, которая потом помогла мне в работе.
Мне кажется, что моя Матрена разговаривает высоким, молодым голосом. И главное, мне удалось понять стержень ее характера. Это - ее вера, поскольку она живет, соблюдая заповеди, и ей не надо ломать себя, она так устроена. Матрена не блаженная: она верит в бога, в людей и добро.
Может показаться, что это громкие слова, но с ее точки зрения она совершает правильные поступки. И именно такие, на которые мы вряд ли способны.
Очень важно, что с режиссером спектакля Юрием Печенежским мне было работать легко. Оказалось, что мы говорим на одном «птичьем» языке: он четко знал, что хочет, что получилось бы в итоге. А его вера в этот гениальный материал заражала нас. Он верил в нас, мы поверили ему. И спектакль случился в любви.
Я не знаю какими словами описать чувство от встречи с Натальей Дмитриевной Солженицыной. Это такое робкое прикосновение к Большому Человеку. и это такое счастье, что она пришла на наш спектакль и приняла его, даже, по ее признанию, со слезами на глазах. Отрадно, что мы не разочаровали ее, и она одобрила нашу идею с двумя Матренами.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: