«Левшу» по мотивам повести Николая Лескова показали в Москве
Настоящий русский площадной театр 27 ноября с.г. был показан на Новой сцене Вахтанговского театра в рамках конкурсной программы YII фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Его привез в Москву Донецкий республиканский академический молодежный театр (РАМТ) из города Макеевка. Он, как и другие 14 спектаклей лучших молодых режиссеров из театров разных городов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Донецка, Томска и т.д., был представлен на суд искушенной публики.
Спектакль «Левша» по мотивам одноименной повести русского писателя Николая Лескова, написанному в жанре сказа и опубликованному в 1881 году, не задумываясь, в гротесково-игровой форме, как драматический фарс «с человечкиной душой», с оригинальной музыкой, песнями и танцами, украсившими и без того объемный по содержанию спектакль, поставил режиссер Максим Жданович, одновременно, являющийся артистом высшей категории этого театра.
В его творческой команде слаженно работали художник-постановщик, заслуженный деятель искусств ДНР Александр Григоров, художник по костюмам Юлия Ковалева; музыкальным оформлением занимался «АРТ-КЕСТР», где инструменты, сделанные из подручных предметов, добавляли колорита инструментам народным и классическим, искусно сопровождавшими фантастическое повествование, переплетающееся с реалиями жизни о тульском Левше и о стальной блохе английского производства, которую он без особого труда и на зависть всем подковал. Не обошлось и без балетмейстера Светланы Доценко.
А что уж говорить про артистов, которые каждый в своей роли были выразительны. Только от одного, заслуженного артиста ДНР Вадима Басалыгина в роли простодушного Левши, нельзя было оторвать глаз, настолько с большим чувством юмора, легко и мягко он играл «маленького» человека-уникального умельца с золотыми руками. Не отразим был в своем мундире в роли царя Евгений Романенко. Ему вторил живой образ большого, сурового на вид, казацкого атамана Платова в исполнении Максима Ждановича. И как он успевал перевоплощаться на сцене и быть одновременно режиссером-постановщиком сложнейшего по придуманному им жанру спектакля. Англичанина, внешне изысканного, игривого и себе на уме красавца, играл Валерий Машошин, а блоху олицетворяла Валерия Аршинова. Мать Левши сыграла Оксана Плюха.
Все персонажи в программке определены как «халдеи», и у каждого актера несколько ролей. В спектакле заняты многочисленные артисты театра: Анастасия Казиева, Елена Горбань, Владимир Миронов, Владимир Грачев, Александр Кузьмин, Артем Чумачок, Дмитрий Пахомов.
Небезынтересно, что Максим Жданович по окончании в 2007 году Донецкого училища культуры изучал законы режиссуры в Харьковской государственной академии культуры. В студенческие годы играл на сцене Харьковского театра для детей и юношества. Поначалу несколько сезонов он работал в Донецком академическом музыкально-драматическом театре, а с февраля 2016-го стал служить в Донецком академическом театре юного зрителя – ныне Донецкий РАМТ. Именно на его сцене началась его режиссёрская карьера. В 2017-м спектакль «Левша» в постановке Максима Ждановича стал лауреатом международного фестиваля имени А.П. Чехова в Таганроге, а в 2018-м он представлял театральное искусство Донецкой Народной Республики на Международном фестивале «Минифест» в Ростове-на-Дону, где был отмечен авторитетными российскими и зарубежными критиками.
Вот что об особенностях своего детища рассказывает сам режиссер Максим Жданович.
= На тот момент, когда мы ставили спектакль, я не сталкивался ни с одной постановкой «Левши» именно по Лескову. Было много постановок по мюзиклу или музыкальному спектаклю «Блоха». Но там история изменена в лубочно-шуточную сторону. А нам хотелось работать с текстом автора, где есть те же шутки, та же иронично-шутливая игровая линия, но где еще присутствует огромный, неосязаемый трагический смысл.
Главная цель постановки - донести до зрителя теплое чувство любви к своей Родине, своему дому, своей стране. Хотя тема звучит громко и пафосно, но мы пытались в спектакле все-таки выявить душевный патриотизм. В самом произведении Лескова почти ничего не менялось, правда, были сокращения, но примерно 75% авторского текста осталось.
Немаловажно, что стихотворные куски в некоторых моментах были придуманы как некие Брехтовские зонги, чтобы показать отношение актеров к тематике произведения.
Репетиции наши длились около двух месяцев, из них месяц мы подбирали музыку: придумывали музыкальные кусочки и записывали их. И сегодня эта работа не прекращается. При этом, артисты учились играть на музыкальных инструментах: осваивали баян или ударные. Темы подбирались в основном в лубочном или гротесковом плане. Если англичане – то это, наверное, Битл; если Россия, то это Камаринская или «Калинка-малинка».
На самом деле артистов с музыкальным образованием на сцене у нас два человека. Один из них хорошо играет на гитаре, но ему приходилось играть еще на мандолине, на которой свое звукоизвлечение. Многие артисты учились играть на инструментах во время репетиций. Я, например, осваивал баян; придумали «бутылкофон», подбирая конкретные ноты и частоты к этим бутылкам. При этом сами артисты выдумывали некоторые музыкальные инструменты, осваивали ударную ритм-секцию, всю перкуссию придумали; некоторые учились играть с нуля на фортепиано. Работа на самом деле была проделана большая.
Поскольку мы имели мало времени на площадке, спектакль делали стремительно, сцена за сценой летели как локомотив. Конечно, больше времени заняло написание инсценировки. Около трех месяцев я писал инсценировку, раскладывал текст, придумывал основные точки в сценах.
Что касается финальной сцены, то она родилась сама собой в самом конце, так как мы к ней подвели уже весь спектакль.
Поскольку нам хотелось объединить судьбы Платова и Левши, то был придуман трагичный парадокс, когда они оба встретились в простонародной Обухвинской больнице... Там же и родился монолог матери, которая до последнего пытается спасти своего ребенка, Левшу. Надеюсь, что кого-то это зацепило.
Действительно, жанр нашего спектакля - драматический фарс с «очень человечкиной душой». Он отражает то, что в нем есть: и фарс, и драму, и что-то теплое, искреннее и чистое. Конечно, больше это к трагифарсу относится, но не совсем точно. Поэтому пришлось выдумывать жанр, в котором актерам было бы легче существовать, и чтобы они понимали, в каком ключе им представлять разные образы.
Постскриптум: Главного режиссера в Донецком республиканском академическом молодежном театре нет. Генеральный директор - художественный руководитель театра Владислав Слухаенко. Спектакль «Левша» был включен в программу «Больших гастролей», организатором которых выступает ФГБУК РОСКОНЦЕРТ, и они проходят согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации с октября 2022 года.
Примечательно, что с начала СВО Донецкий РАМТ, в репертуаре которого сейчас около 35 постановок для разных возрастных категорий зрителей, не играет свои спектакли на родной сцене. Поэтому участие в гастролях жизненно необходимо как для сохранения труппы в рабочей форме, так и для сохранения репертуара. Только в 2023 году у театра уже было два гастрольных тура, в которых возили и «Левшу».
Небезынтересно, что в марте-апреле театр принимали в Тюмени, Кургане, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Серове, Первоуральске, г.о. Ревда, а также в Москве. В ноябре его принимали в Ростове-на-Дону, Майкопе, Новороссийске, Ялте и Симферополе. По словам руководителя театра, отзывы о спектаклях у зрителей всегда самые положительные. Постановки нравятся, вызывают живые реакции, а артистам, в особенности на показах «Левши», зрители аплодируют стоя.
С этим нельзя не согласиться.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: