КОМИКО-ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ОПЕРУ «ЧЕРЕВИЧКИ» ПОСТАВИЛИ В «ГЕЛИКОН-ОПЕРЕ»

Опубликовано 19.01.2024 в разделе Искусство | Москва


В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана словно приурочили к Старому Новому году - 2024 потрясающую по впечатлению премьеру в 8 картинах комико-фантастической оперы «Черевички», созданной по произведению исконно русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) на музыку гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Официальная премьера необычной оперы, которой дирижировал сам автор, прошла 137 лет назад, 19 января 1887 года, на сцене Большого театра. Правда, премьера первоначального варианта оперы под названием «Кузнец Вакула» за одиннадцать лет до этого, в ноябре 1876 года, в Мариинском театре, по словам самого автора, «торжественно провалилась». Важно, что вся сценографическая палитра «Черевичек» основана на красочном украинском национальном колорите, востребованном при Императорском Дворе Романовых. 

 

Премьера, вызвавшая неподдельный интерес и восторг зрителей, состоялась при аншлаге в битком набитом зрителями огромном и гостеприимном зале Стравинский. И что отрадно, веселая гоголевская рождественская сказка со счастливым концом, преображённая волшебной музыкой великого композитора, была показана зрителям во всем блеске самых современных технологий.

 

  Известно, что, когда в 1874 году, Российское Музыкальное Общество объявило конкурс на создание оперы по готовому либретто в стихах на сюжет гоголевской повести «Ночь перед Рождеством», написанному поэтом Яковом Полонским и посвященному памяти Великой Княгини Елены Павловны, 34-летний, Чайковский сразу же откликнулся. И через три месяца опера вместе с партитурой была представлена на конкурс под девизом «Ars longa, vita brevis». Тогда же жюри, состоящее из выдающихся русских композиторов и авторитетных музыкантов, включая Николая Римского-Корсакова (1844-1908), Эдуарда Направника (1839-1916) и Антона Рубинштейна (1829-1894), единогласно присудило Чайковскому главную премию в размере 1500 рублей.

 

По всему, композитор не случайно дал своему детищу под названием «Черевички» такой подзаголовок, как «комико-фантастическая опера». Судя по красочно-праздничной атмосфере в новой постановке, созданной под руководством 46-летнего режиссера Сергея Новикова, дипломанта II Международного конкурса молодых оперных режиссеров "Нано-опера" в 2015 году, и, к слову, ныне являющегося начальником управления Президента РФ по общественным проектам,  он вместе с членами своей творческой команды, включая Ростислава Протасова (художник-постановщик), Марию Высотскую (художник по костюмам), Дениса Енюкова (художник по свету), Евгения Ильина (хормейстер), а с ними Эдвальда Смирнова (хореограф), Дмитрия Иванченко (художник по видеопроекции), а также Михаила Цителашвили (создатель иллюзионных эффектов)  - сделали все под стать самому веселому оперному произведению Петра Ильича, в котором представлена настоящая зимняя сказка с обилием сверкающего бутафорского снега и возвышающимися по середине сцены сугробами из него. В ней, как и подобает, переплетаются берущие за душу зрителей серьезные и комические ситуации, фантастика и самые трогательные моменты оперы.

 

При этом в двух действиях спектакля на фоне красочных образов малороссийской природы и народного быта постепенно разворачивается невероятная история любви его главных героев – дочери Чуба Оксаны (ведущая солистка «Геликон-оперы», сопрано Лилия Светозарова) и кузнеца Вакулы, сына ведьмы Солохи, в исполнении блестящего тенора, лауреата многочисленных престижных вокальных конкурсов, в том числе прошедших в 2023 году  XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (4-я премия) и Национальной оперной премии «Онегин», номинация «Гость», заслуженного артиста Республики Башкортостан Игоря Морозова, украшающего каждый спектакль театра «Геликон-опера», в котором он выступает. 

 

Примечательно, что в опере работают разные составы исполнителей, в некоторых случаях от трех до четырех солистов в разные дни претендуют на одну из ведущих партий. Например, партию Вакулы исполняют в очередь Сергей Абабкин и Виталий Серебряков. А партию Оксаны Елизавета Кулагина, Валентина Правдина и Галина Барош.

 

Примечательно, что, когда Оксана замечает на одной из подруг расшитые золотом черевички (башмачки), она шаловливо при всех обещает выйти замуж за кузнеца в том случае, если тот подарит ей такие же черевички, какие носит сама царица. В конце концов, Вакула, оседлав Беса, приказывает ему везти себя в Петербург за царицыными черевичками. Оказавшись в дворцовой зале перед Светлейшим, который в торжественной обстановке сообщает о победе русского оружия, Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает у него черевички, какие носит сама царица. Получив их, он верхом на Бесе пускается в обратный путь.

 

Главное достоинство этой оперы, по словам молодого, но уже опытного дирижера-постановщика Филиппа Селиванова, лауреата первой премии и обладателя золотой медали нового крупного музыкального Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова, состоявшегося  в Москве в 2022 году, под дирижерской палочкой которого легко струится волшебная музыка, это – «потрясающая оркестровая фактура, так как во всех номерах оперы есть красивые длинные темы: и народные, и сочиненные композитором. Они все потрясающе вдохновенные и искренние». 

 

Среди других заметных исполнителей оперы 14 января: меццо-сопрано Юлия Никанорова в партии Солохи, которая в первом действии, становясь его героиней, под улыбки зрителей прячет в мешки приходящих к ней одного за другим ухажеров. Здесь, конечно, запоминаются и те, кого она, не мешкая, впопыхах прячет. Среди них артистичные басы Алексей Дедов, исполняющий партию фантастического беса, и заслуженный артист Республики Татарстан Алексей Тихомиров, выступивший в роли старого казака Чуба; и его кумовья, одного из которых представляет молодой тенор Василий Фузейников (Панас), а другого  - старинного поклонника Солохи - бас Станислав Швец (Пан Голова). С большим чувством юмора, вызывающих умиление со стороны, в своих образах предстают заслуженный артист России, тенор Дмитрий Пономарев (Осип Никифорыч) и баритон Дмитрий Янковский (Светлейший), вручающий Вакуле заветные черевички, которые исчезнут на глазах у зрителей.

 

Убедитесь в этом сами, если сможете попасть на спектакль «Черевички» в музыкальный театр «Геликон-опера» под управлением Дмитрия Бертмана с 18 по 21 января 2024 года. Не пожалеете!!!

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото Ирины Шымчак 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники