Театр Сатиры: премьера спектакля «Пигмалион» Виктора Крамера.
110 лет пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» и 100 лет театру Сатиры.
Режиссер и сценограф Виктор Крамер «выстрелил» дуплетом по этим датам, создав спектакль, который одинаковым образом созвучен и с викторианской эпохой и с нашим временем.
«Это необыкновенная, одновременно гротескная и пронзительная история любви двух сильных личностей. Любви, которая, возможно, никогда не перерастет во что-то большее, но от этого не становится менее мощной, противоречивой и всепоглощающей. Герои-антагонисты стремятся друг к другу, любят друг друга, ненавидят друг друга и мучаются от своей всепоглощающей страсти. Любовь-битва, любовь-страсть, любовь-буффонада - все жанры этого чувства отражены в вечном сюжете Шоу», - так ёмко режиссер и сценограф Виктор Крамер представил свою работу журналистам.
Фонограф, ларингоскоп, набор миниатюрных органных труб, снабженных раздувальными мехами, ряд газовых рожков под ламповыми стеклами – все это на сцене театра Сатиры гигантских размеров. А в фонографе и вовсе живут, и принимают гостей. Действие постановки происходит в лаборатории, где профессор Хиггинс, изучая фонетические особенности речи разных людей, интонации, тембр, манеры, произношение, коллекционирует их души. Фонографы заполняют собой практически всю сцену, попутно «переписывая» реальность, создавая ее заново.
Постановочная труппа спектакля практически не отошла от классической версии Бернарда Шоу: «Талантливый и состоятельный профессор фонетики Генри Хиггинс, случайно встретившись с цветочницей Элизой Дулиттл, заключил с приятелем пари о том, что сделает из вульгарной девицы настоящую леди. Абсурдная и, казалось бы, невыполнимая задача настолько увлекает профессора, что он ставит перед собой недостижимую цель - создать совершенную женщину, новую Еву. И чем больше мастер оттачивает, совершенствует и даже тиранит свою Галатею, тем больше страдает, понимая, что превращается в ее раба. Подобные чувства испытывает к своему учителю и свободолюбивая Элиза, которой Хиггинс открыл себя с новой, неизвестной стороны».
Отдельная песня спектакля – невероятные костюмы (Мария Боровская) и потрясающая пластика (Сергей Землянский) героев. Созданный симбиоз не только украшает премьерный спектакль, но и помогает актерам и зрителям насладиться превосходным действом. Персонажи в этом спектакле говорят на современном сленге, что точно добавит постановке зрителя, молодого, в том числе.
Все визуальные образы режиссер Виктор Крамер придумал сам, да и сценография, практически – отдельный персонаж премьерного спектакля. «Вишенка на торте» - настоящий акробатический номер актрисы Ангелины Стречиной. Как она это делает на сцене – загадка, но в постановке принимали участие даже каскадеры.
«Дело в том, что у нас сегодня понятие имиджмейкер, тот человек, который делаем имидж – оно довольно распространено. Мы видим, как делают сегодня звезд эстрады, например. Берется человек, он может быть совершенной Лизой Дулиттл. Дальше его учат ходить, говорить, одеваться. Его полностью переделывают. Но вопрос – смогут ли они переделать его суть? Это, конечно, вопрос более открытый. Поэтому сегодня это более чем актуально», – рассказал журналистам на пресс-показе режиссер Виктор Крамер.
Народная артистка РФ Алена Яковлева играет в спектакле Миссис Хиггинс. Она не просто «порхает по сцене» - она своей артистичностью буквально завораживает зрителя. Характерная роль далась любимице миллионов легко и непринужденно, профессионально умопомрачительно - впрочем, как и всегда у Алены Яковлевой.
Роль Генри Хиггинса исполняет заслуженный артист РФ Сергей Чонишвили. Актриса Ангелина Стречина предстает перед зрителем в образе Элизы Дулиттл. На пресс-подходе Ангелина рассказала, что ей «легче всего удавались сцены с преображенной светской леди». Молодая актриса поразила публику невероятным обаянием, одной премьерой влюбив в себя зрителя.
Также в постановке заняты Сергей Климов (полковник Пикеринг), заслуженная артистка России Ольга Кузина, заслуженный артист России Сергей Серов, артисты Ольга Суркова, Максим Финогенов, Александра Мареева, Вероника Агапова.
«…личность в своем стремлении быть свободной, интуитивно борется с любовью, ощущает ее как «несвободу», но при этом хочет любить. Вот это перетягивание внутренних канатов является энергетикой этого спектакля и этой истории» - резюмирует постановку Виктор Крамер.
Спектакль о всепоглощающей силе любви – здесь и текст Бернарда Шоу и античный миф о Пигмалионе и Галатее. Трагикомедия про то, что страсть – это несвобода, и сильные эмоции делают человека их рабом. А нужно ли это? И если нужно – то для чего? А если уже эта самая «страсть» накрыла с головой – что делать? Отвечать или нет на эти вопросы – решать зрителю, пришедшему в театр Сатиры на премьерный спектакль «Пигмалион».
Владимир Сабадаш. Светлана Юрьева.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: