Евгений Богатырёв: «Все в жизни, и в кино, в том числе, начинается с любви».
Автор (в разных ипостасях) без малого полутора сотни документальных фильмов о спорте, ставший лауреатом (вместе с Дашей Червоненко) юбилейного (ноябрь 2023 года) 40-го фестиваля Международной федерации спортивного кино в Милане в номинации «Великие чемпионы» с документальным фильмом «Александр Тихонов. Властелин своей судьбы», член Совета Международной федерации спортивного кино и телевидения Евгений Богатырёв в беседе с нашим корреспондентом говорит о журналистике, кино, телевидении, спорте и жизни.
Как вы пришли в спортивную журналистику?
- Я родился, можно сказать, на волейбольной площадке. Папа был тренером мужской волейбольной команды ЦДКА и сборной СССР, первой нашей команды, выигравшей титул чемпионов мира, а мама – спортивный врач. Сколько себя помню, жил в мире спортивных страстей, дружил с великими мастерами волейбола – Владимиром Щагиным, Константином Ревой, Евгением Алексеевым. И еще в юности решил, что память об этих спортивных уникумах надо сохранить; стал записывать интервью с ними, писать зарисовки, а потом и очерки; а позже и снимать фильмы.
Что такое «ФиС» прямо сейчас?
- Журнал «Физкультура и спорт» на данное время единственный в России журнал о спорте и здоровом образе жизни, издание, которое несет позитив. Мы публикуем материалы о пути к победам лучших спортсменов России и вспоминаем спортивных звезд минувшего, рассказываем о фанатах здорового образа жизни и новых методиках оздоровления. Подписчики «ФиС» фактически нас содержат, и мы стараемся оправдывать их надежды. Ну, а те, кто считает, что время просветительской литературы прошло, заблуждаются. Знаете, каким тиражом выходит популярный американский журнал «Спорт иллюстрейтид»? 3 миллиона экземпляров!
Ваша книга «Повесть об олимпийском характере» сейчас библиографическая редкость - как вы ее писали, и почему именно эти герои?
- Так называлась популярная рубрика журнала, родившаяся в начале 70-х, задолго до того, как я пришел в «ФиС». Под ней публиковали свои очерки, размышления, эссе золотые перья советской спортивной журналистики: Станислав Токарев, Александр Кикнадзе, Александр Марьямов, Александр Нилин, Анатолий Чайковский. А в 80-е стал эту рубрику вести я. И так потихоньку стала складываться книга.
Вы работали на пятнадцати Олимпиадах. Если возможно — пару самых ярких впечатлений.
- Извините, но мне тогда придется пересказать книгу! Надеюсь, в феврале выйдет ее второе издание. И те, кто интересуется нашей спортивной историей, узнают и то, что в свое время оставалось за кадром. Впрочем, это уже можно сделать сегодня. На цифровой платформе «Премьер» вышел документальный 12-серийный фильм «Игры и люди» - об олимпийской истории России. К работе над ним меня привлек Виталий Георгиевич Смирнов, многие годы представлявший нашу страну в МОК. Вместе с коллегами я отдал этой работе почти два года жизни. И я очень рад, что влился в эту творческую команду под началом Дмитрия Иванова.
Что вы думаете о нынешней ситуации с недопуском российских спортсменов к Играм в Париже?
- Посмотрите наше кино. И вам все станет ясно. Если бы сегодня Международный олимпийский комитет возглавлял человек уровня Хуана Антонио Самаранча, стоявшего у руля МОК два десятилетия, это движение вышло бы с честью из того жесточайшего кризиса, в который само себя загнало… А на нынешних рулевых особой надежды нет!
На протяжении многих лет вы были членом президиума Федерации легкой атлетики СССР и России. Что и когда пошло не так — допинговая история и «бан» для федерации?
- Когда власть в Федерации захватила команда выдвиженца министра спорта Виталия Мутко самарца Шляхтина, легкая атлетика из успешного олимпийского вида спорта стала неолимпийским. Вот и вся история с географией!
Не забуду эпизод, свидетелем которого я стал на 3-м этаже Олимпийского комитета России, в двух шагах от приемной президента. Идет по коридору ОКР легендарный атлет, а ныне профессор ГЦОЛИФКа, пожизненный член ИААФ от России Игорь Тер-Ованесян, а навстречу ему Шляхтин с помощником. Игорь Арамович здоровается. Новоявленный президент Федерации кивает в ответ. А потом спрашивает у помощника, кивая на Тер-Ованесяна: а кто, мол, это?..
Вы являетесь автором (в разных ипостасях) без малого полутора сотни документальных фильмов о спорте. Как происходил переход от журналистики к режиссуре?
- Кумир моей юности Юрий Визбор, блестяще проявивший себя во многих творческих ипостасях, на вопрос, кто же он по профессии, отвечал: я – журналист, а все остальные профессии производные от той главной, которой я себя посвятил… А режиссером я стал из-за безденежья 90-х, когда приходилось снимать фильмы за копейки. Так появились мои первые режиссерские работы: «Лев Яшин: легенды и были», «Валентин Сыч. Джеймс Бонд советского спорта», «Николай Старостин. Отец «Спартака», «Александр Попов. Линии судьбы», «Как мы брали Турин», «Спасибо, доктор!» и другие, отмеченные призами многих представительных кинофестивалей и не раз показанные на ведущих телеканалах. Профессии режиссера я учился у таких мастеров своего дела, с которыми работал над фильмами, у Ильи Семеновича Гутмана, Владимира Федоровича Коновалова, Алексея Евгеньевича Габриловича. У меня были прекрасные учителя! Спасибо им за науку!
«…герои фильмов Богатырева — это не ходульные персонажи, а живые люди, волею судеб попавшие в экстремальные обстоятельства…» — так говорил о ваших картинах один из коллег. Почему для вас конкретный человек важнее его спортивного результата?
- Очки, голы, секунды – это удел репортеров. А кино – это искусство человековедения. Почему фильмам, над которыми я работал, сопутствовал успех? Наверное, потому что я берусь за фильм только о том человеке, которого знаю ни один год, которого люблю. Все в жизни, и в кино, в том числе, начинается с любви.
Как вышло, что именно Валерий Борзов стал первым вашим «соавтором» в спортивном кино?
- Да, нет, моим соавтором в этом проекте стал интересный, самобытный режиссер Игорь Коловский, для которого форма была подчас важнее содержания. А Борзов был чем-то вроде актера. Прочитав мою заявку на фильм, Игорь так объяснил свой выбор. «Недавно посмотрел фильм «Андрей Рублев». Он был героем своего времени, а героем нашего стал самый быстрый человек планеты Валерий Борзов!» Как передать ритм времени? Борзов стартует, а параллельно берет разгон космическая ракета. Борзов бежит под ритмичную музыку, еще никому неизвестной в нашей стране группы «Бони М»… Одним словом, фильм состоялся. И я заболел кино.
Как вам работалось с Константином Ивановичем Бесковым?
- Замечательно. Он дружил с моим отцом, известным волейболистом, а потом и тренером с довоенных лет. Это и помогло попасть в святую святых - раздевалку московского «Спартака» и на установках, и в перерывах между таймами, даже на решающих матчах… Прошло столько лет, а фильм «Невозможный Бесков», над которым мне посчастливилось работать с Александром Нилиным и Алексеем Габриловичем, до сих пор каждый год показывают по нашему ТВ, чаще всего, на телеканале «Культура».
Для нынешней молодежи объясните в нескольких предложениях: кто такой Алексей Габрилович и что он сделал для отечественной культуры?
- С Алексеем я познакомился на бегу, в Доме творчества журналистов и кинематографистов в Пицунде. По утрам тогда из всей творческой братии выходили на зарядку два человека: Алексей Евгеньевич и я. В конце концов познакомились, и Габрилович мне пожаловался, что ему навязывают в герои хоть и легендарного спортсмена, но бирюка, который двух слов связать не может. И я его обещал познакомить с Тамарой Быковой, личностью яркой и незаурядной. Обаятельной женщиной, которая к тому же за словом в карман не лезет. Мы бросили отдых и помчались под Сухуми, где сборная страны готовилась к важным стартам. Габрилович влюбился в Быкову с первого взгляда. Ну, а фильм «Высота Тамары Быковой» мне кажется, удался. Во всяком случае, он был продан в 22 страны мира, что тогда стало для нашей кинодокументалистики рекордом.
Как вам тогда, практически в закрытой стране без интернета и соцсетей, удавалось «разговорить» спортсменов для своих картин?
- Никакого секрета нет. Когда ты хорошо знаешь своего героя и говоришь с ним на равных, то он открывается тебе. Если тебе бывать на тренировках интересно, то кино не может не удастся.
«Человек свободного стиля» — картина о легендарном комментаторе Владимире Маслаченко — так и не была показана в России, только в Украине. Почему и как?
- Это не совсем так. Этот фильм не был показан у нас при жизни Маслаченко. На прощании с ним в «Останкино» я поделился с кем-то из коллег, что сделал такую работу. Наш разговор услышали парни из Донецка, и тут же предложили устроить премьеру на своем футбольном канале. А пару лет назад состоялась и российская премьера на телеканале «Ретро» (телекомпания Стрим-ТВ).
Каким вы помните Льва Яшина?
- В середине 60-х мне посчастливилось бывать на тренировках московского «Динамо» Константина Бескова… Более сосредоточенного человека, чем Яшин, я не встречал больше в своей жизни. Попытка поговорить с ним даже после тренировки закончилась неудачей. А много лет спустя, когда я работал в известинской «Неделе» и мы проводили всесоюзные соревнования по мини-футболу, Лев Иванович, в ранге замначальника управления футбола Спорткомитета СССР, уже охотно общался с журналистами. Помню, я что-то у него спросил во Дворце спорта «Лужников», он ответил, и я побежал готовить церемонию закрытия турнира. И вдруг Яшин меня нагоняет, кладет руку на плечо и говорит: «Вы знаете, я вам еще не все сказал». И начинает объяснять, за счет чего блестяще играет в рамке вратарь столичных железнодорожников Милес.
Мне кажется, или футбола в ваших картинах больше всего, и почему?
- Вам только кажется. Среди моих героев немало волейболистов, легкоатлетов. А Елена Анатольевна Чайковская снялась в десяти моих фильмах. Самый последний «Конек Чайковской» с конца декабря 2019 г. по сегодняшний день был показан на каналах холдинга «Матч ТВ» более 250 раз.
Почему в СССР так много было трагических спортивных судеб?
- Потому что до поры до времени наши профессионалы считались любителями. Не было ни правовой базы, ни социальных гарантий.
Если бы пришлось выбирать — три ваших лучших фильма о спорте?
- «Елена Калинина. На коне!» (на 1 канале этот фильм показали под названием «Амазонка»), «Невесомость» (фильм об Игоре Тер-Ованесяне), «С мячом в Британию» (доку-драма, о футболистах московского «Динамо, совершивших в победном 1945-м турне по Великобритании).
Самый памятный приз международных фестивалей и конкурсов спортивного кино.
- Приз «За верность профессии» на кинофестивале «Профессия – журналист!», который проводят два творческих Союза – журналистов и кинематографистов России в 2020 г.
Почему, по-вашему, нынешние картины о спорте вызывают больше критики и неприятия, чем одобрения?
- Наверное, вы об игровых фильмах о спорте… Они часто не оправдывают надежд любителей спорта, потому что их делают люди, имеющие слабое представление о спорте. Когда же берутся за дело профессионалы – и в спорте, и в кино, как это случилось на съемочной площадке фильма «На острие», то результат на лицо. Напомню, что режиссер этого фильма Эдуард Бордуков – мастер спорта международного класса. Его игровая лента «Коробка» завоевала шесть десятков призов на международных кинофестивалях. А автор идеи, один из продюсеров Михаил Дегтярь – мастер спорта по фехтованию, обладатель четырех ТЭФИ как кинодокументалист.
Вы представляете Россию в Международной федерации спортивного кино и телевидения, работающей под патронажем МОК. Удается ли в нынешнее время поддерживать сотрудничество и если да, то каковы ближайшие планы федерации спортивного кино?
- Да, все в порядке. Минувшим летом я избран членом Совета этой организации. Чем мы занимаемся? Проводим более двух десятков спортивных кинофестивалей на 5 континентах земного шара. И фильмы наших мастеров кино с интересом смотрят люди в разных странах. Например, мы недавно открыли для себя Кению. В прошлом году блестящий фильм «Дайте мне победить», над которым работала большая команда студии «Остров» во главе с продюсером Сергеем Мирошниченко, завоевала на кинофестивале главный приз в номинации фильмов о необычных людях. А на кинофестивале в Милане, пожалуй, главном спортивном кинофестивале мира стал лауреатом фильм, над которым мы работали с Дашей Червоненко (спасибо за помощь Славе Кубицкому!) «Александр Тихонов. Властелин своей судьбы».
Членство в Международной ассоциации спортивной прессы помогало (до 24 февраля 2022года) вам в вашей работе над спортивными картинами и как конкретно?
- О чем вы говорите? Членство в АИПС – это не более чем формальность.
Вы лауреат премии «Спортивный Парнас» (2021 год) как лучший спортивный журналист года. Игорь Рабинер, которого вы опередили в номинации, не обиделся? И какие у вас отношения с коллегами — что вы думаете о «цеховой солидарности»?
- У нас прекрасные отношения с Игорем, как, впрочем, и с подавляющим большинством моих коллег. А чего обижаться? В тот год нас выбирали читатели и зрители. За меня люди отдали больше голосов…
Скандалы, интриги, расследования и «кликабельность» — это веяние времени, или упадок журналистики?
- Я этим не занимаюсь. Не суди сам, и не судим будешь – вот принцип, которым руководствуюсь я.
Про что или кого вы хотели бы снять фильм или написать книгу, но так и не получилось?
- Помните слова: хочешь насмешить Бога, поделись с ним своими творческими планами?.. Так что – воздержусь от признания…
Вам скоро ВОСЕМЬДЕСЯТ — Здоровья вам! Какие планы на жизнь?
- Мне греют душу слова Андре Моруа: «Старость – дурная привычка, которую не успевают приобрести очень занятые люди». Пока мы востребованы – жизнь продолжается!
Владимир Сабадаш.
Фото – из личного архива Евгения Богатырёва.
Окультурить друзей: