Франц Шуберт: вокальный цикл «Зимний путь».
Концертный Зал Чайковского на один вечер погрузился в чарующие звуки вершины мировой вокальной лирики: 2-й песенный цикл Шуберта «Зимний путь» (1827), состоящий из 24 песен.
Трагизм, тонкий внутренний психологизм и светлая пастораль внешнего мира переплелись в итоговом сочинении Шуберта, отразившем его собственную судьбу. Произведение довольно редко исполняется в России, но Юрий Башмет сумел организовать приезд звезд мировой камерной музыки на его Зимний фестиваль.
Вечер камерной музыки в КЗЧ был посвящен одному из наиболее знаковых произведений в творческом наследии Франца Шуберта — вокальному циклу «Зимний путь». Это второй песенный цикл композитора, написанный на стихи известного немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Все песни связаны тончайшими музыкальными нюансами, перекликаются настроением, каждый номер раскрывает оттенки психологического портрета лирического героя.
«Зимний путь» прозвучал в исполнении выдающегося австрийского баритона Маркуса Вербы и ирландского пианиста, одного из лучших концертмейстеров и преподавателей вокала в Европе, Джеймса Вона.
Австрийский баритон родился в Филлахе, окончил консерваторию Клагенфурта и Венский университет музыки и исполнительского искусства (преподаватели – Роберт Холл и Уолтер Берри). После победы на нескольких вокальных конкурсах в 1997 году Маркус Верба был приглашен выступить в партии Гульельмо («Так поступают все женщины») на открытии Нуово Пикколо Театро в Милане, с чего и началась его международная карьера. Выступает в крупнейших оперных театрах мира, среди которых Ла Скала, Королевская опера Ковент-Гарден, Баварская государственная опера, театр Лисео в Барселоне, Опера Лос-Анджелеса, Лионская опера, театр Шатле в Париже, Метрополитен-опера, Сантори-холл в Токио, театр Ла Фениче в Венеции, театр Колон в Буэнос-Айресе, а также прославленные фестивали в Зальцбурге и Баден-Бадене, Тэнглвуде и Аспене (США). Среди лучших партий в обширном репертуаре певца – Папагено («Волшебная флейта»), Бекмессер («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Родриго («Дон Карлос»), Генри Аштон («Лючия ди Ламмермур»), доктор Малатеста («Дон Паскуале»), Пеллеас («Пеллеас и Мелисанда»), заглавная партия в «Дон Жуане». Певец много концертирует, исполняя сочинения Г. Малера, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Й. Брамса и Ф. Листа. В сезоне 2023-2024 Маркус Верба приглашен в спектакль «Свадьба Фигаро» в Дрезденскую оперу, исполнит роль Папагено в «Волебной флейте» и будет участвовать в постановке оперы Равеля «Испанский Час» в оперном театре Рима. В оперном театре Ла Фениче в Венеции он появится в роли учителя в опере Штрауса «Ариадна на Наксосе». Певец даст сольные концерты в Праге, примет участие в качестве солиста в исполнении Девятой симфонии Бетховена в театре Ла Скала и Messa di Gloria Пучини с оркестром RAI в Турине.
Ирландский пианист Джеймс Вон родился в Дублине. Окончил Тринити колледж по музыковедению и композиции с отличием, затем продолжил обучение у Нормы Фишер (Лондон) и Риккардо Бренголы (Академия Санта-Чечилия, Рим). Несмотря на его многочисленные публичные выступления в качестве солиста с Симфоническим оркестром RTE, Musikverein в Вене и BBC, предпочтение Джеймса Вона работе с певцами привело к тому, что он был назначен репетитором вокала в Венской государственной опере и заведующим музыкальным отделом в Венской камеропере. Регулярно сотрудничал с известными дирижерами и певцами, такими как Клаудио Аббадо, Николаус Арнонкур, Зубин Мета, Сейджи Озава, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Барбара Фриттоли, Лео Нуччи, Аньес Бальца, Натали Дессе, Ренато Брусон и Эдита Груберова. В 1998 году Риккардо Мути пригласил пианиста занять должность первого ассистента в Ла Скала (Милан). С тех пор Джеймс Вон участвовал в более чем семидесяти театральных постановках, часто руководя труппой Ла Скала в Европе, Азии и Австралии. Регулярно выступал с Лео Нуччи, Фиоренцей Седолинс, Барбарой Фриттоли, Джессикой Пратт и Pretty Yende на самых престижных площадках мира. В настоящее время Джеймс Вон является ведущим концертмейстером и преподавателем вокала в театре Ла Скала, ведет активную концертную жизнь.
Выразительность исполнения, сильная актерская работа Маркуса Вербы, с неизменным успехом исполняющего вокальный цикл Шуберта на ведущих сценах мира, позволила эмоционально вовлечь слушателя в проживание всех поворотных путей героя Мюллера, сопереживать его отчаянию и постичь весь спектр эмоций, переданных исполнителями. А виртуозность пианиста-маэстро Джеймса Вона дополнила неповторимый баритон Маркуса Вербы фееричностью исполнения незабвенного Франца Шуберта.
Заполненный зал имени Чайковского несколько минут не отпускал дуэт музыкантов, подаривший слушателям потрясающий камерный вечер.
Владимир Сабадаш.
Фото – Юрий Покровский.
Окультурить друзей: