Андрей Харенко: «Один зритель сказал, что у меня при создании образа получился «исключительно хороший человек», и что это большой плюс спектаклю «Моя жизнь».

Опубликовано 05.02.2024 в разделе Искусство | Москва


   Примечательным событием в театре «Школа драматического искусства» стало открытие Молодежной программы под руководством режиссера Глеба Черепанова с участием начинающих молодых режиссеров, выпускников разных творческих ВУЗов. Для них сотрудничество с ШДИ станет дебютом на театральной сцене. В каждом сезоне этой программы будет своя тема. На этот раз режиссерам предложено отыскать "Сценические ключи к авторской прозе" Антона Павловича Чехова. Все спектакли объединены камерной формой и будут представлены в Новом зале Сцены на Новослободской.

 

                  Первым спектаклем в рамках Молодежной программы стала «Моя жизнь», сочетающая в себе элементы кино и театра. Она поставлена выпускником «Театральной школы Олега Табакова», 25-летним режиссером и автором инсценировки Данилой Акутиным по одноименной повести А.П. Чехова, написанной в 1896 году, которую ещё при жизни писателя некоторые считали его лучшим произведением. 

 

                   Именно о работе в новом спектакле мы решили поговорить с Андреем Харенко, выпускником актерского факультета Театрального института имени Б.В. Щукина (мастерская народного артиста России Ю.В. Шлыкова), исполнителем главной роли Мисаила. В 2023-м он получил Золотой диплом Форума «Золотой витязь» «За точное и современное создание образа Василия Теркина в спектакле «Василий Теркин» режиссера Глеба Черепанова, а также диплом XXYII Международного фестиваля «Белая Вежа» в городе Брест (Беларусь) в номинации за «Лучшую мужскую роль» Тихона Кабанова в спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе А.Н. Островского в постановке молодого режиссера, студента 5 курса ГИТИСа Евгения Закирова.

 

- Андрей, что для Вас роль Мисаила и что нового в познании Антона Чехова у Вас появилось?

 

= Моя супруга, после просмотра спектакля, сказала, что эта роль меня исцеляет. Пожалуй, соглашусь. Чаще всего я играю неоднозначных, легко эмоционально возбуждаемых персонажей. Здесь же их полная противоположность. Несмотря на жизненные потрясения, Мисаилу каким-то чудом удаётся сохранять внутреннее спокойствие. При этом, он не теряет ощущение себя и чувство своего предназначения; он движется, не перестраивая мир, старается идти своим путём, даже если окружающим его путь не понятен. Благодаря работе над этим спектаклем я ещё больше полюбил Антона Павловича. Эта работа про любовь и тепло.

 

- Как раскрывается личность героя с необычным именем Мисаил?


                  = Имена действительно странные. А сестру, так вообще, зовут Клеопатра! Наверное, это про ответственность родителей. Отец в свое время, в его понимании, продемонстрировал свою исключительность и образованность, а детям с этим жить. При этом, назвав детей такими именами, он обрëк их на бунт против себя, так как, рано или поздно, вопросы у детей возникнут и не только к именам. 

 

- Что для вашего героя любовь?

 

 = Мне кажется, что любовь для Мисаила – это суперсила, наполняющая его смыслом. Сам Мисаил готов вкладываться в нее без остатка. При этом его любовь деятельная. Ему нужно о ком-то заботиться. И когда от него ушла жена, и не стало его родной сестры, у него остаётся племянница. Мне представляется, что всю свою любовь он направит на нее.


Что за противоречия у него с отцом?


 Внешне это традиционное противоречие, которое проявляется в рамках проблемы отцов-детей. Сын не хочет идти по стопам отца, он чувствует своё призвание в другом, а отец категорически не принимает выбора сына. Но написано, как мне кажется, ещё и о том, что Мисаил хочет, чтобы отец любил его и принимал таким, каков он есть. Будь он одарён или не очень, сильный или слабый, умный или глупый, ленивый или активный, с красным дипломом или двоечник - неважно! Детям необходимо чувствовать, что папа и мама их любят просто по факту их существования. Иначе ребенку всю жизнь придется всем доказывать, что он хороший, добиваться родительской любви, а потом ещё и любви окружающих. Это похоже на кабалу. Мисаил ищет любви отца и, не найдя ее, отказывается от этой идеи, «отпускает» его или, по-крайней мере, пытается это сделать. 

 

- Как Вам далась роль? Что свое Вы внесли в образ?


 У режиссёра Данила Акутина, как у кинематографиста, было изначальное видение спектакля. Еще на первых репетициях он сказал, что в тех постановках, которые он успел посмотреть со мной, я яркий, харизматичный и беру, что называется, «на себя». Поэтому здесь он предложил мне отказаться от такого подхода и постараться быть сдержанным в выразительных средствах и все убрать внутрь. И этому способствовала роль Мисаила, немногословно выписанная в инсценировке повести.          

 

Трудностей в этой работе я не испытывал, вероятно, потому, что как-то во мне довольно скоро откликнулся материал. Конечно, меня изначально настораживала немногословность главного героя на фоне довольно ярких и разговорчивых других персонажей. Но довольно скоро я успокоился и начал просто получать удовольствие. Я почувствовал тепло и радость от того, что мы делали. Появилось предощущение, что мы делаем что-то хорошее и доброе. 

 

Образ я постарался наделить какой-то своей добротой и своим пониманием любви. Когда работал над ролью, думал о своем папе: представлял и вспоминал его молодым. Он у меня слесарь-сантехник, человек физического труда, но сейчас на отдыхе. Мой Мисаил степенный, добрый, сильный, надëжный, любящий и щедрый - настоящий мужчина!


Один зритель сказал, что у меня получился «исключительно хороший человек» и что это большой плюс спектаклю. Я рад такому отзыву. Хорошо иметь такого человека в своём окружении, рядом с которым ты можешь просто постоять, помолчать и тебе станет лучше. Мисаил в нашем спектакле - такой человек!

 

- Чем знаменательна малоизвестная повесть А.П. Чехова?

 

= Тем, что у зрителя нет представления о персонажах и почти никто не знает фабулы. Зрители приходят на спектакль, как на чистый лист, и потому они открыты и восприимчивы к тому, что происходит на сцене. Это помогает нам в установлении доброго контакта с ними.


- Как работалось с режиссером Данилом Акутиным?


  = Данил изначально актёр и актер талантливый. Он добрый и чуткий человек, что очень важно. При этом волевой и настаивающий на своëм видении, слушающий, слышащий и принимающий актëрские предложения, если они не идут в разрез с его замыслом. У него есть чëткое видение и спокойствие, которое лично я очень ценю в режиссёрах, особенно в период выпуска спектакля.

 

- Как сложился актерский ансамбль? В спектакле 5 актеров?


= У нас подобралась прекрасная команда. Со всеми мы уже работали в разных спектаклях. Анна Чепенко (Маша, жена Мисаила), характерный актер Фëдор Леонов (Виктор Иванович, Редька, доктор Благово, мужская фигура), Арина Федосенко (сестра Клеопатра, Анюта Благово, женская фигура) и Сергей Ганин (отец Мисаила и Клеопатры, появляющийся только на экране в видео-диалогах со своим сыном) - все мною любимые, уважаемые и блистательные артисты. Было очень дружно и в удовольствие выступать вместе. Я люблю спектакли и с многочисленным составом исполнителей, которых у нас достаточно. Но когда ансамбль камерный, то получается такая маленькая семья.

 

К тому же у нас оригинальная сценографии: четыре больших шкафа на колëсиках, в которых прячутся сценические аксессуары, висит одежда и которые одновременно выполняют все возможные функции: стол, кровать, экран, за счет чего пространство сцены расширяется или уменьшается. Мы сами передвигаем их во время действия и ставим на определённые точки в определённых местах. В целом все минималистично. При этом работу наших чудесных художников Елены Ярочкиной и Кирилла Саленкова дополняют трогательная музыка Дмитрия Чадова, уютный свет Михаила Глейкина, нежная хореография Марии Орловой и уникальные видеопроекции Александра Шапошникова. Это хороший ход в нашей постановке. Не могу ручаться, что это нововведение в ШДИ, так как проекции в театре вообще используются часто. Мне в моей театральной карьере неоднократно приходилось с этим сталкиваться. Главное, как она используется и какие смыслы рождает. В нашем спектакле, в большей степени, проекция это - черно-белый мир отца моего героя, серого города, мир прошлого, который не хочет ничего нового и яркого. Ещё есть проекции, иллюстрирующие сельскую жизнь, рабочих, поля. 

 

- Достаточно ли 1 час 20 минут для раскрытия содержания повести?


= Мне кажется, что мы не ставили задачу раскрыть содержание всей повести за этот отрезок времени, потому что она довольно большая и вмещает в себя много всего. Скорее мы хотим познакомить зрителей с этим произведением и согреть их нашей любовью к Антону Павловичу и к героям повести «Моя жизнь».

 

К тому же, мы всей командой ощущаем, что сделали добрый и светлый спектакль! Когда появляются такие простые человеческие спектакли, это важно для театра и для актеров. Этим спектаклем открылась Молодëжная программа ШДИ, возглавляемая талантливым режиссёром Глебом Черепановым, с которым мы работали вместе над «Василием Тëркиным». В программе до конца сезона будут представлены ещё постановки по Чехову: «Чёрный монах» и «Душечка». Следите за афишей и приходите на Новую сцену на Новослободской!

 

P.S. Ближайшие спектакли «Моя жизнь» по одноименной повести А.П. Чехова состоятся 14 и 15 февраля, а также 20 марта на Новой сцене на Новослободской, 23.

 

 

 

 

Алла Буловинова 

 

      Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники