«Соборяне» в театре Гоголя.

Опубликовано 09.02.2024 в разделе В театр! | Москва


В  рамках V Зимнего международного фестиваля искусств в Москве в театре Гоголя представили премьеру галереи национальных характеров в постановке «Соборяне».

 

Роман-хроника Николая Семеновича Лескова повествует о жизни двух священников и дьякона в вымышленном городе Старгороде. Главный герой Протоиерей Савелий, не желая идти на компромиссы, вступает в конфликт с церковным начальством и местными властями. В обществе сталкиваются две силы – новые взгляды и традиционный уклад. Язык Лескова традиционно  красивый и сложный, так что постановщикам и зрителям пришлось «помучиться», как при подготовке премьеры актерами, так и при ее непосредственном принятии зрителем.

 

«Это продолжает быть очень сложно и непонятно, и мы чуть ли не с каждой репетицией пытаемся упростить или заставляем себя не упрощать. Потому что фраза "поелику нам домашнее счастие наипаче необходимейшее". Не все наши артисты, когда мы в первый раз читали, сделали понимающие глаза. Не все поняли, что это значит. А это простая фраза еще – там были и посложнее», – сказал журналистам перед пресс-показом актер Илья Шакунов.

 

Режиссер Полина Агуреева в свою очередь отметила, что сейчас ощущает нехватку того, что есть у Лескова – людей истовых, одержимых верой, идеалами, любовью. По ее мнению, Лесков в этом романе исследует русскую душу: «В которой есть и пианиссимо, когда не слышно, и фортиссимо, и парксизмы, и метания, и стремление к трансцендентному, к Духу какому-то. Вопреки всему. И бунт. И, самое главное, жалость. Русская жалилка – это же прекрасно».

 

Занавеса нет, декорации потрясающие: в  полумраке -  две лодки, волны в виде деревянных многоярусных горок; г глубине сцены возвышающийся помост (там сидят музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы» и их руководитель Юрий Башмет), скрывающийся за зарослями камыша; справа - столы, взгроможденные друг на друга. Все артисты, включая музыкантов и Маэстро,  одеты в холщовые робы до пят.

 

Герои «Соборян» бегают, прыгают, преодолевают препятствия, падают и балансируют на  деревянных конструкциях. Полина Агуреева не только режиссер, но и исполнительница одной из главных ролей -  жены протоиерея Савелия Натальи Николаевны,  сама  преодолевает подобные физические трюки. И у нее это здорово получается.  

 

Илья Шакунов, играющий священника Савелия  - артистичен, современен, актуален – именно так зритель «видит» написанное в середине XIX века. Наталья Егорова, Максим Литовченко, Алексей Вертков,  Александр Андриенко, Антон Лызо, Павел Комаров, Дмитрий Высоцкий, Варвара Насонова, Марк Бурлай, Александр Хохлов, Анатолий Просалов – потрясающий актерский состав «Соборян» помогает зрителю разобраться в лесковских типажах,  замедляющих прогресс.

 

«Типажи» постановки по Лескову - это способность сделать грешника праведником. Актерский состав премьерного спектакля пытается ответить  на извечные вопросы: что есть истина и ложь, добро и зло, святость и грех, и главное – нужны ли сейчас люди, одержимые верой, идеалами, любовью и преданностью как делу, так и родному человеку?

 

На сцене актеры и музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы» сосуществуют как единое целое, что добавляет постановке аутентичности времени и действия. Юрий Башмет это объясняет просто: звук и текст находятся в сложных взаимоотношениях – и гармония, и контраст. Музыку для спектакля написал композитор Валерий Воронов.

 

«Без комического нельзя. На самой горькой дороге о смешное спотыкаемся. Такой народ» - трагифарс «Соборяне»  от Полины Агуреевой по Лескову в театре Гоголя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – Юрий Покровский и Сергей Виноградов.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники