«Двое на качелях» снова на сцене «Современника».
«…Важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня… Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, которая остается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг», – так отзывалась о постановке «Двое на качелях» Галина Волчек.
Спектакль «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона впервые появился на сцене «Современника» в 1962 году, став режиссерским дебютом Галины Волчек. Менялись исполнители главных ролей, менялся зритель, менялась страна – но почти три десятка лет постановка занимала одно из ведущих мест в репертуаре театра.
Премьеру легендарного спектакля Галины Волчек «Двое на качелях» представил в театре «Современник» автор новой редакции – мхатовец Чурсин. В центре сюжета – история отношений мужчины и женщины, на этот раз с Юрием Чурсиным и Татьяной Бабенковой в главных ролях.
«Главной темой спектакля и всего, что мы делаем, стала мысль – человек несет ответственность за свою жизнь НЕ за счет другого. Герои пьесы взрослеют у нас на глазах: они понимают, что любовь – это не обладание, что любовь – это более высокое чувство, это взрослая позиция по отношению к миру», – говорит о своей работе над постановкой Юрий Чурсин.
В спектакле сохранены прежние декорации, художник-постановщик - Павел Каплевич, а новые костюмы – дело рук Виктории Севрюковой. Художник по свету – Дамир Исмагилов. Постановочная труппа, готовясь к спектаклю, изучила архивы, историю постановок, видеозаписи, рецензии разных лет, мемуары участников прежних постановок и отзывы зрителей. И им удалось «сохранить центральную темы пьесы - способность подарить свободу, отпустить, любя».
Спектакль «Двое на качелях» - это рассказ о любви и одиночестве и о выборе между состраданием и эгоизмом. Он – Джерри, юрист. Она - Гитель, танцовщица. Более разных людей трудно себе представить, но судьбоносная встреча становится началом романтических отношений. Проживая в сердцах и душах свою ЛЮБОВЬ, герои «переписывают» самих себя – обнажая зрителю и себе, слабые и сильные стороны друг друга. Гитель из обаяшки и хохотушки превращается в «железную» леди. А интеллигентный и снобистский Джерри становится ревнивым тюфяком и подкаблучником.
Сценическое пространство создал художник Павел Каплевич. «Существует внутреннее наполнение стен. То есть все коммуникации, все светодиоды, все проходит. Но при этом стен самих нет. Такая прозрачность и незащищенность героев перед огромным миром…Ее мы приняли и сделали», – делится с журналистами художник-постановщик Павел Каплевич.
Неудачливая танцовщица (томная и артистичная Татьяна Бабенкова) и адвокат (профессионально безупречен и талантливо бесподобен Юрий Чурсин), которого бросила жена – они то и рассказывают историю любви, страстей, недосказанностей, переживаний, страданий и боли…
«Это спектакль о любви. Про силу человеческого духа. Про то же, насколько мне известно из архивов, ставила Галина Борисовна», – прокомментировала журналистам главный посыл постановки актриса Татьяна Бабенкова.
Юрий Чурсин уточняет: самым важным в этой работе было найти в пьесе сегодняшние, актуальное. «До тех пор, пока нам не будет комфортно в нашем одиночестве, у нас ничего не получится. Мы не сможем дарить ничего другому человеку, пока не поймем, кто мы такие есть. То есть нужно встретиться с самим собой в одиночку. Нам показалось, что сейчас именно такое время, время настоящих вопросов: что мы есть такое? что такое любовь? что для нас отношение к смерти? что такое отношение к одиночеству? Сейчас они звучат актуально».
И пусть герои в итоге все же расстаются, но благодаря прожитым отношениям они оба стали совсем по-другому смотреть на мир, на любовь, на счастье, да и на жизнь в целом. А самое главное – на себя в этом мире, на свое место в жизни.
Владимир Сабадаш. Светлана Юрьева.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: