Сказка для любимой: «Обыкновенное чудо» в театре Вахтангова.

Опубликовано 03.03.2024 в разделе В театр! | Москва


«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

 

Фантазии любящего мужчины (Волшебник) ради того, чтобы продлить  жизнь умирающей любимой (Хозяйка) - режиссер Иван Поповски создал волшебный спектакль «Обыкновенное чудо» по сказочной пьесе Евгения Шварца.

 

Три истории любви в одном спектакле – это чисто вахтанговский размах. Хозяин, он же Волшебник (Леонид Бичевин) и его жена (Яна Соболевская) – первая из них. Он не может и не хочет принять близкий уход жены и всеми силами пытается «вернуть» ей чувство жизни. Бичевин иногда слишком жесток, эгоистичен и нервозен. И все эти чувства Леонид играет глазами, мимикой и жестами – получается просто чудесно, недаром ведь он Волшебник. Соболевская сглаживает «шероховатости» мужа своей добротой и нежностью, да так, что зал буквально влюбляется в ее актерское дарование.

 

Всепоглощающее чувство любви преображает Эмиля и Эмилию по ходу постановки. Трактирщик (Игорь Карташёв), который легко справляется  со всеми жизненными катаклизмами, не может «обуздать» безнадежную любовь. Но Придворная дама (Мария Волкова), прошедшая «огонь и воду»,  дарит  герою  Карташёва  семейную  идиллию. Их любовный дуэт – один из игроцких примеров вахтанговского озорства, бурно встреченный публикой.

 

Ну и главная любовная пара - Принцесса (Полина Рафеева) и Медведь  (Николай Романовский). Она с копной рыжих кудрей на голове, полная невероятной жизненной энергии, и  Он - харизматичный «зверь». Влюбленные играют на вахтанговской сцене детей-сорванцов, которым горе и беда не страшны. Подлинная страсть и чувственные  любовные страдания помогают Медведю  избавиться от звериного начала, а Принцессе - обрести смысл жизни и веру в себя.

 

Сценография и костюмы Марии Трегубовой – отдельная «песнь» премьерного спектакля.  Сочетание черного, красного и белого –  это основной цветовой код постановки. На сцене больничная кровать, на ней Хозяйка  в белом.  Перед кроватью Волшебник  во всем черном и красных кедах.  Чтобы развлечь умирающую жену  он рассказывает историю любви Принцессы и Медведя, вырезая  из картона картины сказки. Чудо случается - картонные декорации (непонятно лишь, зачем  на них остаются маркировки и название «мороженное») вырастают до потолка вахтанговской сцены,  а герои фантазий Волшебника оживают и «разыгрывают» ту самую историю, которую придумал Хозяин для своей Хозяйки.

 

Заканчивается спектакль еще более эффектно: на сцену наползает черная целлофановая лавина - ассоциация с морем. И жена уходит по нему прочь, оставляя уснувшего Волшебника мужа в мире живых...

 

Между двумя этими сценами  - фееричное и красочное первое действие, насыщенное событиями, шутками и песнями; и  контраст света и цвета во втором акте, где  яркие декорации и яркие одежды сменили трагичные серо-черные оттенки. Мурашки по коже, слезы на  глазах и дрожь в коленках…

 

Чудеса постановки со всеми любимыми по фильму Марка Захарова музыкальными отсылками (Геннадий Гладков - музыка, Юлий Ким - тексты песен) рождаются  стремительно, режиссерская работа чувствуется в каждом эпизоде, актеры играют азартно, весело, а иногда и  грустно – там где это положено. Поповски и его труппа показывают своим спектаклем, что даже во всем известной истории можно найти не только новые темы, но и совсем другие смыслы.

 

Король (неподражаемый Артур Иванов), Министр-администратор (эксцентричный Григорий Здоров), Первый министр (неправдоподобно артистичен Олег Лопухов),  Охотник (бесподобен в своей роли Александр Галочкин), Палач (сурово молчаливый Сергей Пенегин) – все они создавали волшебный сценический мир, пространство которого оплетают заросли диковинных растений. А на заднем плане - стая медведей: один везет на спине жену Хозяина, Принцесса танцует с  другим, уж очень большим, а из-под колосников падает снег. Незадолго до поцелуя Принцессы и Медведя на заднике возникает зловещая черная птица - финал спектакля в черно-серых одеждах…

 

Каждый волен решать для себя – как и чем заканчивается спектакль? Мое ощущение: вера в Любовь, иногда в Чудо,  и в то, что Жизнь обязательно дает шанс на светлое будущее. Волны поднимаются все выше, выходящие из-под них на поклоны герои «Обыкновенного чуда» останавливают шквал зрительских аплодисментов и поют: «Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – пресс-служба театра Вахтангова.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники