«Повести Пушкина» в театре Вахтангова.

Опубликовано 03.04.2024 в разделе В театр! | Москва


Это первая постановка Анатолия Шульева в качестве нового главного режиссера Театра Вахтангова. Ученик Римаса Туминаса взял четыре «белкинских»  повести, чтобы поговорить о хитросплетениях судьбы: «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» и «Выстрел».

 

«Полагать, что Белкин – «литературная маска» Пушкина в одноименном цикле – значит сильно упрощать дело. Гений Пушкина состоит (в числе много прочего) еще и в том, что кажущаяся внешняя простота его произведений скрывает бесконечные смысловые глубины. «Повести Белкина» – не исключение. Причем, что интересно, современники – не только обычные читатели, но и авторитетные критики, к числу которых относился Белинский, – этой глубины не увидели. Воистину лицом к лицу лица не увидать... Говорили даже об упадке пушкинского таланта, о том, что «Повести Белкина» – простые, незамысловатые побасенки, уж точно не блещущие оригинальностью» - так писала о  том, зачем Пушкину вдруг понадобился Иван Петрович Белкин доктором филологических наук, профессором Литературного института им. А.М. Горького Галина Завгородняя.

 

А вот как режиссер Анатолий Шульев говорил о постановке перед премьерой журналистам:  «Спектакль посвящен хитросплетениям судьбы. История про житейское море, которое существует по каким-то своим, высшим законам. Ты не всегда можешь управлять стихией, но можешь выбирать, куда тебе идти. Пушкин, как настоящий романтик, преломляет в своем воображении реальную жизнь, идеализируя ее и наполняя особой красотой. Пушкин очень содержательный, таинственный. И эти тайны хочется разгадывать. Мы будем много говорить о времени, и ключевой посыл всей истории – мысль о том, что за смертью всегда следует новая жизнь и этот круговорот вечен».

 

Вахтанговцы подошли в «презентации» Пушкина Александра Сергеевича на основной сцене театра Арбате с чувством высокого профессионализма. Случай, который поэт называл мгновенным орудием Провидения, в «Повестях Пушкина» представлен во всей многогранной палитре не только чувств и характеров, но и времен года.

 

У сценографа Максима Обрезкова каждая  история рассказана через четыре времени года.  Летняя «Барышня-крестьянка» (изумительная Анна Чумак) - это яркие деревенские сарафаны, поляна с соснами и авантюра с переодеваниями. Главная героиня влюбляет в себя соседа помещика (харизматичный Константин Белошапка), прикидываясь деревенской девчонкой, и «доводит» дело до свадьбы.

 

Вахтанговская осень – это повесть «Выстрел». Артистичный и эмоциональный Александр Горбатов (в роли Сильвио)  ради  сатисфакции ставит на кон жизнь.

 

Много снега и метаморфоз – это зимняя «Метель», которая меняет жизнь каждого героя: тайное венчание и судьбоносная  встреча. Трепетная Полина Рафаева в роли Марьи Гавриловны и романтический Семен Арзуманов в образе Владимира – идеальная пушкинская пара.

 

Ангельская в своей простоте и юности «снова весна» Анна Ляхова – в образе Дуни из «Станционного смотрителя» (отменная  роль Александра Рыщенкова) убегает с непревзойденным Александром Горбатовым (роль гусара Минского) в «новую» жизнь.

 

Всегда профессионален Юрий Шлыков, интересная Полина Бондарь, импозантный Григорий Здоров, неповторимая Анна Антонова, мужественный Дмитрий Соломыкин,  – практически все артисты в премьерной постановке «Повести Пушкина» играют по несколько ролей. «Чемпионство» у  Анны Ляховой, которая «представлена» в пяти «номинациях»-образах. Отдельная «повесть» - игра Валерия Ушакова («Человек дороги»), рассказывающего зрителям четыре пушкинские истории.

 

Краеугольный камень постановки, по версии режиссера  - за смертью всегда следует новая жизнь. «Даже когда наступает самое темное время года, темное время жизни, надо чуть-чуть подождать утра, весны - и за смертью снова жизнь начнется. Такая мысль положена, хочется ею поделиться, поддержать любого человека, который придет в раздрае и, может быть, получит какой-то заряд любви, надежды», - отметил Шульев на пресс-подходе для журналистов.  

 

Юрий Шлыков, который занят во всех четырех повестях, рассказал представителям СМИ о работе над образами: «Мы ездили в Михайловское….Я первый раз попал в атмосферу пушкинского кабинета в Михайловском. Там возникает: "И забываю мир - и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне…».

 

Анна Антонова раскрыла после пресс-показа представителям СМИ маленькую тайну: «Я на самом деле не очень успеваю отслеживать, что происходит внутри, потому что у меня так много задач за этот спектакль. Я только отыграла одно, забегаю - тут же начинаю перегримировываться, переодеваться на следующее».

 

Стоит отметить помимо актеров, режиссера и сценографа костюмы Марии Даниловой, музыку Полины Шульевой, хореографию Анастасии Соловьевой и  свет Александра Матвеева.

 

В 2024 году весь мир будет праздноваться 225-летие со дня рождения поэта Александра Сергеевича  Пушкина. Вахтанговцы внесли свой вклад в Пушкиниану, выпустив премьерный спектакль «Повести Пушкина».

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш. Светлана Юрьева.

 

Фото – Сергей Виноградов.  


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники