АЛЕКСАНДР ЧЕПУРОВ: «АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР-БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕАТР»

Опубликовано 02.12.2017 в разделе Приходите в театр | Санкт-Петербург


     Недавно в Санкт-Петербурге завершился трехдневный Международный культурный форум, который включал в себя работу 14 секций, в том числе: «Музеи и выставочные проекты», «Цирк и уличный театр», «Образование», «Литература и чтение» и т.д. Среди них была секция «Театр», которую возглавлял народный артист России, лауреат Государственных премий и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. В ее рамках проходили круглые столы, мастер-классы и другие мероприятия. По окончании форума своими впечатлениями о работе секции поделился театровед, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой театрального искусства Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Александр Чепуров, занимающий пост заместителя художественного руководителя Александринского театра.

 

= Если говорить о секции «Театр» на форуме, то ее программу готовил Александринский театр. Почему театр, возглавляемый Валерием Фокиным, участвовал в этом?! Во-первых, потому, что это старейший театр России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Во-вторых, помимо создания своих постановок, он ведет широкую культурно-образовательную, просветительную, музейную и издательскую деятельность. В театре с 2013 года функционирует Новая сцена - многофункциональный театральный центр, в котором среди прочих располагаются учебный корпус с лекционными аудиториями и различными сценическими пространствами, а также медиацентр, оборудованный по последнему слову техники. При этом театр в 11-й раз проводит ежегодный Международный фестиваль национальных театров мира, получивший название «Александринский». Можно сказать, что Александринский театр - больше, чем театр. Он являет собой некую театрально-культурную институцию, одинаково открытую внутрь России и вовне. К тому же, по линии образовательной деятельности театр активно сотрудничает с Российским институтом сценических искусств - одним из старейших театральных вузов нашей страны и Европы. Вместе с ним на базе Новой сцены театр осуществляет совместные магистерские программы, реализует творческие практики, проводит мастер-классы.

 

- Александр Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о театральной программе VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

= Она состояла из двух частей. С одной стороны, в рамках театральной секции прошел театральный фестиваль, на котором выступили зарубежные коллективы. Один из них, драматический театр Народовы из Варшавы (Польша) показал на сцене Театра юного зрителя имени А.А. Брянцева  спектакль литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса «Дзяды», поставленный по драматической поэме классика польской литературы Адама Мицкевича.

Второй спектакль «Крокодил» Венгерского национального театра в постановке Валерия Фокина, созданный по сатирическому, памфлетному, довольно острому, но малоизвестному одноименному рассказу Федора Михайловича Достоевского. Его показали на основной сцене Александринского театра. И третий зарубежный спектакль представила независимая театральная компания молодых режиссеров и артистов Dead Centre из Дублина (Ирландия) по первой пьесе Антона Павловича Чехова «Платонов», иначе «Пьесе без названия».

Во всех этих спектаклях прослеживаются интеркультурные или интернациональные связи режиссеров, авторов и театров из разных стран. Сегодня, когда в мире сильны тенденции к агрессии и конфликтам, важно, чтобы культура несла идеи диалога и взаимопонимания. Это важный момент, который в этом году, вольно или невольно, проявлялся на круглых столах и мастер-классах форума, где было представлено много театральных школ. Об этом свидетельствует то, что в мастер-классах приняли участие такие маститые режиссеры, как Хайнер Гёббельс, Теодорос Терзопулос, Тадаси Судзуки, Люк Персеваль, Андрей Жолдак, Вениамин Фильштинский, Андрей Могучий. И то, что в рамках одного форума были озвучены различные, порой радикальные театральные концепции, говорит о том, что на почве культуры продолжается серьезный творческий диалог.

 

- А что вы скажете о круглых столах

= В рамках секции «Театр» было проведено три международных круглых стола. Первый был посвящен «Театральному авангарду и системе культурных ценностей». На нем ведущие мастера современной сцены, художественные руководители крупнейших театров мира вступили в диалог и высказали свои суждения по поводу того, что же такое истинный и мнимый авангард, а также истинный и декоративный традиционализм. При совершенно разных подходах и понимании перспектив развития театра все сошлись на том, что авангард, как и традиционные ценности, должен раскрывать сущность человеческой жизни. Если новое авангардное произведение раскрывает новый ракурс существа жизни, то это не пустой эпатаж: такая новация продвигает наше художественное сознание вперед. В свое время авангардистами были и Гоголь, и Островский, и Чехов. Их считали революционерами в театре, ибо они шли в авангарде искусства. А рядом стояли имена псевдоноваторов, которых и вспомнить мы сегодня не можем, но которые в свое время активно привлекали к себе внимание.

На круглом столе театроведов, который проходил в Главном штабе Государственного Эрмитажа, собрались представители российской театроведческой мысли и крупнейшие театроведы Европы. В том числе: Валерия Шевцова из Лондона, Беатрис Пикон-Валлен из Парижа, Фаусто Мальковати из Милана, Томаш Кубиковский из Варшавы. Несмотря на жаркие споры и полемику, возникшую во время дискуссии, все также пришли к обоюдному согласию о том, что подлинные революционные изменения в театре, взрывают систему привычных стереотипов, всегда расчищают дорогу к глубинному постижению существа жизни и театра. И в этом заключается позитивный смысл эстетических революций.

 

- Что еще примечательного происходило в рамках секции «Театр»?

 

= Можно отметить, что в рамках форума проходили молодежные мероприятия. Например, на Новой сцене Александринки состоялся молодежный форум практиков театра будущего, где молодые режиссеры, сценографы, театральные деятели обсуждали своеобразные театральные утопии и продвигали идеи о том, каким им видится театр будущего. В рамках форума прошла замечательная студенческая научно-практическая межвузовская конференция под названием «Театр на срезе времени», организованная РГИСИ и Академией балета им. А.Я. Вагановой. На ней студенты, аспиранты, стажеры петербургских и московских вузов, а также из творческих вузов Екатеринбурга, Ярославля, Томска, Новосибирска, Воронежа рассказали о своем сегодняшнем понимании векторов развития современного театра.

Кроме этого, под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума на Новой сцене Александринского театра состоялась премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем» по мотивам произведения композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных. Этот креативный ремейк был поставлен на Малой сцене с участием стажерской группы Александринского театра и студентов-выпускников РГИСИ (мастерская заслуженного артиста России И.И. Благодера) молодым режиссером Александринского театра Антоном Оконешниковым, недавно окончившим режиссерский факультет и магистратуру этого же вуза.

 

 

- А можно немного о Валерии Фокине и его спектакле «Крокодил» по Достоевскому?

= За свою творческую жизнь Валерий Владимирович поставил немало произведений Достоевского. Среди них - редко исполняемые на сцене, в том числе такие, как «Двойник», «Бобок» и комический и сатирический рассказ «Чужая жена и муж под кроватью»… На этот раз его внимание привлек сатирический памфлет «Крокодил», написанный Федором Михайловичем в 60-е годы XIX века. По сюжету один из мелких российских чиновников, вследствие чрезвычайного происшествия, попав в желудок крокодила, остается жив и надеется воспользоваться своим новым положением, и, приобретая известность, думает начать влиять на умы сограждан. Он превращает свое несчастье, говоря современным языком, «в предмет пиара»…

 

 

- Поэтому на сцену дружно врывается группа фотокорров, чтобы запечатлеть сидящего в чреве крокодила человека?

= Да, все свидетельствует о стремлении человека к публичности. Мы ведь хорошо знаем, что сегодня много таких проявлений… Речь идет о том, как рождается псевдопопуляроность, как возникают псевдоавторитеты и декларируются псевдоидеи. Сатира Достоевского воспринимается необычайно современно.

 

 

 

 

Алла Буловинова

На снимках: именитые участники VI Санкт-Петербургского международного культурного форума

Фото автора и пресс-службы Александринского театра со спектакля «Крокодил».


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники