«Севильский цирюльник» - премьера в театре Вахтангова.

Опубликовано 28.04.2024 в разделе В театр! | Москва


«Бедная молодежь   в наше время   до того несчастна, что ей остается лишь один ужасный выбор: любовь без покоя или покой   без любви», - написал  Пьер Бомарше почти два с половиной века тому назад, и как это актуально здесь и сейчас.

 

Режиссер Геннадий Шапошников поставил пьесу Пьера Бомарше «Севильский цирюльник» на Основной  сцене театра имени Вахтангова.

 

 «…зрителю нужно, чтобы было смешно и трогательно. Сначала я не воспылал никаким желанием это делать – я даже посмотрел и думаю: а как это? Потом еще раз прочел, и ещё раз, долгая у меня была прелюдия с этой пьесой. Вдруг в какой-то момент я понял, как это должно существовать и в каком стиле»,  - сказал на пресс-показе режиссер, и у вахтанговцев именно так и получилось: ярко, талантливо, красочно, артистично, трогательно и душевно.

 

Актерская игра по высшему разряду, изысканность черно-белой гаммы костюмов (Виктор Герасименко), изящество серебряной черни декораций (сценография того же Герасименко), уникальный грим (Ольга Калявина), волшебный свет (Руслан Майоров)  - и все это на фоне потрясающего визуального решения постановки. Художественно ценные  черно-белые узоры оригинально «вписаны» в игру света и теней – всего два цвета, а как все гармонирует и играет «поднимая» спектакль на  высоту творческой мысли не только труппы, но и зрителя.

 

История Бомарше разыграна вахтанговцами в стилистическом  соответствии  изысканной изощренности XXVIII  столетия. Черно-белый мир героев «Севильского цирюльника» подается зрителю  в стиле комедии дель-арте, где маски отнюдь не скрывают лицо актера.

 

Идея обратиться именно к пьесе «Севильский цирюльник» принадлежит актеру Григорию Антипенко ,  сыгравшему графа Альмавиву. «Мне очень хотелось в это поиграть. Я никогда в подобном не участвовал, поэтому было любопытно, поскольку возраст уже подходит к тому, что вот ещё чуть-чуть и Бартало надо играть, то впрыгнуть в последний вагон было интересно», – отметил актер на пресс-подходе к журналистам.

 

Невероятно талантливая и глубоко характерная  актриса Полина Чернышева (роль Розины) впервые участвовала в комедии – у нее это шикарно получилось. «В драме ты можешь просто так расслабиться и страдаешь, и вроде бы делом занимаешься. Если не смешно, то все. Провал», – поделилась актриса с представителями СМИ после пресс-показа.

 

«Влюбленный старик собирается завтра жениться на своей воспитаннице. Юный ее поклонник, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается с нею законным браком под самым носом опекуна, у него же в доме. Вот основа произведения: на ней с одинаковым успехом можно было бы построить трагедию, комедию, драму, оперу и так далее… Жанр пьесы … зависит не столько от положения вещей, сколько от характеров, которые и приводят их в движение» - так писал  Бомарше в своем  «Сдержанном письме о провале и о критике «Севильского цирюльника».

 

Геннадий Шапошников  сократил финал, срезав пять заключительных реплик Бартоло и Фигаро. Вахтанговское прочтение «Севильского цирюльника» превратило легкую комедию, практически, в драму.

 

Помимо главных героев, о которых сказано выше, спектакль «держится» на трогательном и неповторимом  Михаиле Васькове (врач и опекун Бартоло), а также на энергии и остроумии  Алексея Петрова, исполнившего роль  цирюльника и поэта Фигаро. Безупречен в своем актерстве и харизме Владислав Демченко, воплотивший образ Дон Базиля, органиста, дающего Розине уроки пения.  Именно они и «поют песнь» во славу  человеческого достоинства, любви и справедливости, ну если такова существует.

 

Вахтанговцы через смещение «эмоциональных и смысловых акцентов» с характеров заговорщиков на безнадежно влюбленного Бартоло, которого отчаянно «троллит»  молодежь, доводят зрителя до пика постановки – сидящим в зале уже жалко Васькова, который буквально «сросся» с Бартоло. Финал спектакля и вовсе грустен: «У вас только деньги на уме. Очень они мне нужны!..», - говорит опекун Розины.   И только зрителю решать, кто здесь главный, а кто «брошенный»: то ли влюбленная счастливая пара, то ли одинокий обманутый старик, сжимающий  в руках нарядные туфельки -  несостоявшийся свадебный подарок для несостоявшейся невесты.  

 

А чтобы все это понять и прочувствовать – вам прямой путь в театр имени Вахтангова на премьерные показы спектакля «Севильский цирюльник».

 

 

 

Владимир Сабадаш. Анна Духон. Светлана Юрьева.

 

Фото – Андрей Дворецков.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники