«Севильский цирюльник» - премьера в театре Вахтангова.
«Бедная молодежь в наше время до того несчастна, что ей остается лишь один ужасный выбор: любовь без покоя или покой без любви», - написал Пьер Бомарше почти два с половиной века тому назад, и как это актуально здесь и сейчас.
Режиссер Геннадий Шапошников поставил пьесу Пьера Бомарше «Севильский цирюльник» на Основной сцене театра имени Вахтангова.
«…зрителю нужно, чтобы было смешно и трогательно. Сначала я не воспылал никаким желанием это делать – я даже посмотрел и думаю: а как это? Потом еще раз прочел, и ещё раз, долгая у меня была прелюдия с этой пьесой. Вдруг в какой-то момент я понял, как это должно существовать и в каком стиле», - сказал на пресс-показе режиссер, и у вахтанговцев именно так и получилось: ярко, талантливо, красочно, артистично, трогательно и душевно.
Актерская игра по высшему разряду, изысканность черно-белой гаммы костюмов (Виктор Герасименко), изящество серебряной черни декораций (сценография того же Герасименко), уникальный грим (Ольга Калявина), волшебный свет (Руслан Майоров) - и все это на фоне потрясающего визуального решения постановки. Художественно ценные черно-белые узоры оригинально «вписаны» в игру света и теней – всего два цвета, а как все гармонирует и играет «поднимая» спектакль на высоту творческой мысли не только труппы, но и зрителя.
История Бомарше разыграна вахтанговцами в стилистическом соответствии изысканной изощренности XXVIII столетия. Черно-белый мир героев «Севильского цирюльника» подается зрителю в стиле комедии дель-арте, где маски отнюдь не скрывают лицо актера.
Идея обратиться именно к пьесе «Севильский цирюльник» принадлежит актеру Григорию Антипенко , сыгравшему графа Альмавиву. «Мне очень хотелось в это поиграть. Я никогда в подобном не участвовал, поэтому было любопытно, поскольку возраст уже подходит к тому, что вот ещё чуть-чуть и Бартало надо играть, то впрыгнуть в последний вагон было интересно», – отметил актер на пресс-подходе к журналистам.
Невероятно талантливая и глубоко характерная актриса Полина Чернышева (роль Розины) впервые участвовала в комедии – у нее это шикарно получилось. «В драме ты можешь просто так расслабиться и страдаешь, и вроде бы делом занимаешься. Если не смешно, то все. Провал», – поделилась актриса с представителями СМИ после пресс-показа.
«Влюбленный старик собирается завтра жениться на своей воспитаннице. Юный ее поклонник, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается с нею законным браком под самым носом опекуна, у него же в доме. Вот основа произведения: на ней с одинаковым успехом можно было бы построить трагедию, комедию, драму, оперу и так далее… Жанр пьесы … зависит не столько от положения вещей, сколько от характеров, которые и приводят их в движение» - так писал Бомарше в своем «Сдержанном письме о провале и о критике «Севильского цирюльника».
Геннадий Шапошников сократил финал, срезав пять заключительных реплик Бартоло и Фигаро. Вахтанговское прочтение «Севильского цирюльника» превратило легкую комедию, практически, в драму.
Помимо главных героев, о которых сказано выше, спектакль «держится» на трогательном и неповторимом Михаиле Васькове (врач и опекун Бартоло), а также на энергии и остроумии Алексея Петрова, исполнившего роль цирюльника и поэта Фигаро. Безупречен в своем актерстве и харизме Владислав Демченко, воплотивший образ Дон Базиля, органиста, дающего Розине уроки пения. Именно они и «поют песнь» во славу человеческого достоинства, любви и справедливости, ну если такова существует.
Вахтанговцы через смещение «эмоциональных и смысловых акцентов» с характеров заговорщиков на безнадежно влюбленного Бартоло, которого отчаянно «троллит» молодежь, доводят зрителя до пика постановки – сидящим в зале уже жалко Васькова, который буквально «сросся» с Бартоло. Финал спектакля и вовсе грустен: «У вас только деньги на уме. Очень они мне нужны!..», - говорит опекун Розины. И только зрителю решать, кто здесь главный, а кто «брошенный»: то ли влюбленная счастливая пара, то ли одинокий обманутый старик, сжимающий в руках нарядные туфельки - несостоявшийся свадебный подарок для несостоявшейся невесты.
А чтобы все это понять и прочувствовать – вам прямой путь в театр имени Вахтангова на премьерные показы спектакля «Севильский цирюльник».
Владимир Сабадаш. Анна Духон. Светлана Юрьева.
Фото – Андрей Дворецков.
Окультурить друзей: