Юлия Латышева: «Я благодарна каждому театру в своей жизни, как и каждому человеку, встретившемуся на пути».
Накануне премьеры беседуем с невероятно талантливой актрисой и многогранной личностью Юлией Латышевой - человеком, который точно знает, чего хочет в жизни и в профессии.
У вас премьера «Не покидай меня» приуроченная ко Дню Победы. Что это за спектакль, который поставил Всеволод Шиловский?
- Это огромное событие для нашего театра. Военно-патриотический спектакль "Не покидай меня" по пьесе Алексея Дударева, это дань памяти всем воинам, сражавшимся за нашу Родину, но прежде всего этот спектакль посвящен девушкам разведчицам, на чьи хрупкие плечи возложили тяжелейшие задачи, которые пожертвовали своими юными жизнями, для того, чтобы мы с вами сейчас могли встречать эту весну. Всеволод Николаевич Шиловский, режиссер этого спектакля, очень тонко передает нам, молодым артистам, всё, что сам знает о Великой Отечественной войне, о том, как думали и чувствовали люди того времени, ради чего они жили, чем вдохновлялись, во имя чего они сражались. Это большой подарок для артиста работать над таким мощным материалом с Мастером такого масштаба как Всеволод Шиловский.
Также в этой постановке принимают участие потрясающие талантливые люди: музыку к песням на стихи Алексея Дударева, автора пьесы, написал замечательный композитор Николай Орловский, мы с девочками обожаем его песни, поем в гримерке постоянно. Сценический бой для нас ставили просто лучшие Мастера: Айдар Закиров, Алексей Додонов, Татьяна Яхина. Танцы ставила прекрасная актриса и хореограф-постановщик Екатерина Васильева.
Работа над текстом, описывающим реальные события 80-летней давности – что это для вас лично?
- Для меня это очень лично, в моей семье есть герои Великой Отечественной войны, мой папа офицер-подводник, мой брат офицер. День Победы для меня всегда был одним из самых важных и любимых праздников. Погрузиться в реальные события того времени, прочувствовать свою героиню, которая уже очень глубоко во мне живёт и делает меня лучше - это одновременно вызов себе и возможность донести до подрастающего поколения какие-то важные вещи, вечные ценности. Когда понимаешь, что эти юные нецелованные девочки (наши героини) сделали для страны, как эти хрупкие существа, созданные для любви, воевали наравне с мужчинами - в моей душе проливается водопад слёз, слёз благодарности, восторга, нежности, скорби. И очень хочется, чтобы зрители это тоже почувствовали.
Почему нам всем нужно помнить те страшные дни Второй Мировой войны?
- Пока мы помним, есть шанс на то, что на Земле наступит мир, что зла будет меньше, что добро и свет победит.
Вы окончили с отличием «Московскую Академию Государственного и Муниципального Управления при Президенте РФ», а через пару лет, опять же с отличием, и ВГИК – как это «сочетали» сами для себя и главное, для чего?
- Сочетала очень просто и легко, каждое мое образование это не нечто новое, это дополнение к основному, это мое развитие как личности и профессионала, это исследование нюансов профессий актрисы и режиссёра. Сейчас учусь на режиссера в ГИТИСе, на курсе Клима (Владимир Клименко - режиссёр, драматург, сценарист, философ - прим. автора), совмещаю сессию с выпуском спектакля. Очень благодарна обоим моим Мастерам за понимание и поддержку. Это для меня очень важно. Я считаю, что учиться надо всю жизнь, как только перестаешь узнавать новое - застываешь, превращаешься в камень.
Успели поработать корреспондентом в программе Михаила Осокина – как же все-таки «попали в артистки»?
- Дело в том, что актрисой я хотела быть сколько себя помню, но близкие люди мне говорили, что это невозможно, что это какой-то другой мир избранных и туда не попадёшь. И я крутилась вокруг да около, не решаясь поступать в театральный. Но во всех местах, где я училась до ВГИКа, посторонние люди меня отправляли и рекомендовали всё-таки попробовать себя в актерском мастерстве. Знаете, как бывает, то, чего ты хочешь больше всего - ты боишься больше всего. Потому что слишком страшно получить отказ, понять, что твоя мечта неосуществима.
После телевидения я поняла, что больше не могу жить без театра и кино. И пошла поступать, то есть я для себя решила так: потренируюсь в этом году и потом хорошо подготовлюсь и поступлю в следующем. Так вышло, что именно в год моей первой попытки набирал Всеволод Николаевич Шиловский. Когда он шел по коридору слушать нас, и я впервые его увидела, я была просто поражена, было ощущение свечения, настолько он добродушно и ласково на нас смотрел. На прослушивании он сразу сказал мне, что берёт на курс, и что я больше могу никуда не поступать. А я до этого прошла ещё к двум Мастерам, но после таких слов, поверила Мастеру и перестала куда-то ходить. И верю ему до сих пор.
Театр на Таганке, «Модерн», театр имени Грина, КАРДТ имени М. Горького, театр «Горизонт», школа-студия Шиловского – это поиск «своего места» или широта горизонтов творчества?
- Как говорила Фаина Раневская, когда ее спросили, почему вы переходите из театра в театр: "Я искала святое искусство" ... Я благодарна каждому театру в своей жизни, как и каждому человеку, встретившемуся на пути. Я научилась многому благодаря работе с разными режиссерами, актерами разных школ. Каждый коллектив встречал меня по-разному, и в каждом я нашла друзей. Мы поддерживаем дружбу до сих пор, ходим друг к другу "в гости" на спектакли. Но поскольку первым моим театральным "папой" был Всеволод Николаевич - его театральная традиция мне очень дорога и я очень рада быть частью нашей театральной семьи "Московского театра-студии Всеволода Шиловского".
Кто такая «Джульетта Ковалевская»?
- Это очень долгая и непростая история для отдельного серьезного разговора. Однажды я заболела раком и когда выздоровела, захотела забыть всю эту историю и полностью поменять жизнь. Это моё второе имя. С ним связано очень многое, но сейчас я снова Юлия Латышева, и принимаю себя и все, что со мной произошло.
Театр «ПАРТ» - что это и «с чем его едят»?
- Однажды мы познакомились с моим мужем (теперь уже бывшим) и решили, что создадим свой театр, где мы сможем не только ставить спектакли, но и бесконечно их видоизменять и экспериментировать. ПАРТ - это Поэтический Актуальный Русский Театр, мы сочиняли музыкально-поэтические спектакли в жанре саундрамы. Саундрама Владимира Панкова, например, отличается огромным количеством участников, которые сливаются в невероятном ансамбле. Наша мини Саундрама создавалась на самое минимальное количество артистов и музыкантов, мы работали в разных музыкальных стилях, брали современный и классический материал, соединяли разные виды искусства - это было очень интересное время.
Вы преподаватель актерского мастерства и сценической речи с 2009 года – это «зарабатывание денег» или творческий процесс?
- Я не думаю, что на преподавании этих дисциплин можно обогатиться. Но подарить людям мечту, помочь раскрыть свой дар, увидеть силу студента и показать ему мир, придумать что-то уникальное для каждого - это те задачи, которые я ставила преподавая.
Мне очень нравится разгадывать людей, исследовать их зоны роста, их места силы. Помимо актерской студии и спектаклей, поставленных с учениками, я провела несколько кинолабораторий, где мы создавали вместе фильмы, которые даже можно посмотреть в сети.
Ваша Коломбина в «Шествие» Иосифа Бродского - «Пора давно за все благодарить», за что мы должны благодарить нобелевского лауреата?
- Прежде всего, Иосифа Бродского нужно поблагодарить за неиссякаемый источник вдохновения, его стихи настолько актуальны, вечны и так волнуют сердце, что вот уже несколько десятков лет создаются прекрасные спектакли по его творчеству. Коломбина мне очень близка как персонаж, мне даже кажется, что я и есть Коломбина. Женщина-актриса, которая со своим любимым Арлекином бродит по свету, веселит народ, и жить без этого и без своего Арлекина не в состоянии, как бы тяжело не было: любовь и театр - главное в моей жизни.
Как это играть «Душу Таганки»?
- Прекрасно, в спектакле Театра на Таганке "Таганский фронт" режиссера Влада Маленко я научилась летать. Этот спектакль научил меня многому, подарил новых друзей, великолепных актеров Театра на Таганке, он состоит из потрясающих текстов Влада Маленко, читать и петь такое со сцены, при живом, можно сказать, классике это уже большое счастье. А что говорить о самом персонаже "Душе" - это настолько чистый, тонкий образ, что впускать его в себя - это практически как окунуться в купель. Я делала это с трепетом и любовью. Очень благодарна судьбе и всем людям, с кем свела судьба, за этот период в моей жизни.
Вы работали с Андреем Максимовым в нашумевшем спектакле «Любовь в двух действиях» - что такое ЛЮБОВЬ?
- Это удивительная история из моей жизни про то, как только что пришедшая в театр после ВГИКа артистка вдруг получает одну из главных ролей в спектакле на четверых человек и трое из них звёзды. Это про то, как замечательный мудрый режиссер Андрей Максимов поддерживает молодую артистку тем, что доверяет ей роль в своей пьесе, в своем спектакле. Этот спектакль подарил мне знакомство с прекрасными артистами Любовью Толкалиной, Юрием Беляевым и Сергеем Пинегиным. Андрей Маркович, наш режиссер и автор пьесы, сумел создать такую атмосферу, что я чувствовала себя с этими артистами "своей". Так что же такое Любовь? Эта то, ради чего и благодаря чему всё происходит на Земле.
Русская классика по Островскому: «Доходное место» и «Свои люди – сочтемся» - это вечная тема, и почему сейчас нет таких произведений?
- Островский, безусловно, гений, его пьесы актуальны и по сей день, и будут актуальны всегда. Он затрагивает такие темы, которые были, есть и будут тревожить сердца людей. Это один из моих любимых драматургов. Мне очень дорога роль Полины в "Доходном месте", она вся пропитана любовью, и, несмотря на то, что на нее имела огромное влияние ее семья, она продолжает любить своего мужа. По поводу того, что сейчас нет таких произведений, я не совсем согласна, ведь мы не знаем всю современную драматургию. Например, пьеса Алексея Дударева, "Не покидай меня" - это очень сильная современная драматургия. И мне приходилось играть в спектаклях по современной драматургии - это всегда были очень достойные мощные произведения.
Сериал «Дело чести» - это «плевок в вечность», как говорила Раневская, или «проба пера» в киноискусстве?
- Для меня это скорее проба пера, это одна из моих первых ролей, когда мне ее предложили, я сразу же позвонила Всеволоду Николаевичу и рассказала, что предлагают роль "элитной проститутки", но, правда, влюбленной в главного героя, которого играл Алексей Чадов. Я сказала Мастеру, что мне как-то не хочется сниматься в постельных сценах, да ещё и в такой роли. Всеволод Николаевич мне ответил смеясь: "Юлька, соглашайся, конечно, это мой ученик снимает, Лешка Чистиков, все будет красиво и достойно, и это хорошая примета, начать с роли проститутки, вспомни Елену Яковлеву «Интердевочку» и «Красотку» Джулии Робертс, и когда тебе будет 70 лет, будешь жалеть, что не снялась в молодости". В итоге, конечно же, я согласилась. И не жалею. Актерский состав был звёздный, партнёры потрясающие, режиссер очень трепетно и уважительно ко мне относился. И это был захватывающий опыт.
Обладатель гран-при Международного вокального конкурса «Ангелы Надежды» - где и когда это было, и какие планы в этом направлении?
- Когда-то во время учебы на филологическом факультете Педагогической академии - по первому образованию я учитель русского языка и литературы, я занималась в Народно-эстрадном ансамбле "Марьяна", под руководством Марины Гарбуз. Это был один из лучших коллективов республики Башкортостан, мы выезжали на все концерты и фестивали, когда надо было представлять республику, выступали на всех городских мероприятиях, исполняли народные, эстрадные, военные песни - это было потрясающее время. Высокий профессионализм и сумасшедшая энергия коллектива, конечно заслуга нашего руководителя, Марины Гарбуз. «Ангелы Надежды» - это был международный вокальный конкурс, он проходил в Санкт-Петербурге, было несколько туров и все наши номера, и сольные и ансамблевые, заняли первые призовые места. Но самое главное, что нам отдали и Гран-при, судьи нам аплодировали стоя. В какой-то момент на одном из туров у нас отключилась аппаратура, все микрофоны по очереди прекратили работать, как раз это был ансамблевый номер песня «Туган Як» на татарском языке, переводится как «Край родной». И мы спели без микрофонов на огромный зал А капелла, музыка тоже отключилась, нашу многоголосную красоту. Зал встал, встали судьи. Такое остается в памяти навсегда. Наши голоса потом записали на студии в Санкт-Петербурге, как достояние России.
Английский, французский, йога – а что вы читаете?
- Как я уже сказала, первая моя специализация - учитель русского языка и литературы. Поэтому языки и литературу я очень люблю, прочитала все известные и великие классические произведения, мировые и отечественные. Есть любимчики, которые перечитываю каждый год, например, "Маленького принца" Антуана Сент-Экзюпери считаю лучшей книгой на свете - там есть все, что нужно знать человеку, чтобы быть добрым, честным, чистым и любящим. Это практически символисткая библия. Люблю читать сказки не адаптированные для детей, а такие, как они когда-то были написаны без цензуры. Любимые сказочники: Базиле, Андерсен, Братья Гримм, Карло Гоцции и «Русские волшебные сказки», которые собрал Афанасьев. Изучаю мифологию, корни сказок, их символический подтекст и т.д. Это можно делать бесконечно. Мечтаю ставить сказки в любимом театре, чтобы они были интересны не только детям, но и взрослым. Про книги, конечно, можно говорить вечно, потому что я книгоман. У меня большая библиотека, люблю читать по старинке, в электронном варианте будто нет такого тактильного и эстетического удовольствия от чтения. Сейчас читаю в основном драматургию, совмещая приятное с полезным. Ищу пьесы для театра, для своих коллег-артистов.
Новый спектакль, фильм, чтецкий вечер или концерт – где мы вас увидим в ближайшее время?
- Я занята в Театре-студии Всеволода Шиловского в спектаклях: «Зойкина квартира», (М.Булгаков) в роли Зойки, «Сильное чувство», (И.Ильф и Е.Петров) в роли невесты Наты, «8 любящих женщин», (Р.Тома) в роли Луизы, «Особняк на Рублевке» (Ю.Поляков) в роли Оксаны. А сейчас репетирую премьеру "Не покидай меня" (А.Дударев) в роли Ядвиги Гурской . Премьера будет 9,10 и 29 мая. Все спектакли поставил наш любимый Всеволод Николаевич Шиловский.
В ближайшее время сразу после премьеры 16 мая у меня будет Творческий вечер "Я люблю тебя и небо", который мне предложили в театре сделать в честь моего юбилея. Это будет концерт с отрывками из авторского моноспектакля "О китах и крыльях".
Очень буду рада видеть всех и на премьере нового спектакля "Не покидай меня" и на своем вечере "Я люблю тебя и небо", где будут звучать мои авторские стихи и сказки.
Владимир Сабадаш.
Фото – из личного архива Юлии Латышевой.
Окультурить друзей: