«Бесы» Достоевского от театра «Аркадия».

Опубликовано 17.05.2024 в разделе Искусство | Москва


«Если хочешь победить весь мир, победи себя» - писал Федор Михайлович в своем  непревзойденном  романе-предсказание, предостерегая всех нас от  равнодушия и словоблудия, «презентуя» будущим поколениям пугающую силу предвидения, скрытую практически в каждом слове классика мировой литературы.

 

Молодая труппа постановки, ведомая режиссером Ириной Пахомовой, обратившись к легендарному  роману-предостережению Достоевского, смело, талантливо и вдумчиво «ведет» зрителя текстом классика по «ухабам» нынешнего времени, с его  острыми проблемами, создав смотрибельное полотно о пороках и страстях человеческих, а конкретно – каждого из нас.

 

Вдумчивая режиссер и профессионально-актерская труппа спектакля довольно бережно, что в наше кликабельное время довольно редко, отнеслась  к классическому тексту, что,  безусловно, вызывает уважение. Четыре часа пролетели практически незамеченными, так как создатели аркадиевских «Бесов» не «включали Богомолова», а следовали «букве закона» исторического текста Федора Михайловича.

 

Психологический (по Достоевскому иначе никак)  спектакль прекрасен своим актерским составом,  сосредоточенностью молодых актеров, их аккуратностью в создании образов, а главное – четкой, ясной и внятной речью, чего, к сожалению, ныне все меньше и меньше, особенно в классике.  Каждый сидящий в зале, я уверен в этом,  вспомнил свои чувства и размышления после прочтения романа, даже если это было в далекой юности. Артисты театра «Аркадия»  эти «воспоминания» возродили и дополнили чувственным проигрыванием ролей, любовным отношением друг к другу и душевной «спайкой» со зрителям.

 

«Достоевщина» от аркадийцев – это минимум декораций (стол, стулья, диван, кровать, пианино и стенка-трансформер) и потрясающие костюмы,  в которых молодые артисты смотрятся еще более выигрышно. Каждый из «бесов», на каком-то этапе,  попадает в «темно царство». Практически каждый герой постановки теряет себя, не находит смысла существования и не видит цели жизни. Есть Бог, или только бесы? Есть свет и вечность,  или только тьма и смерть? Бес внутри каждого  из нас, он ждет своего часа. Вопрос лишь в том, сможет ли каждый из нас «законопатить» своего беса?

 

Федор Михайлович писал: «Человек рождается Божьим велением, но уходит из жизни сообразно тому, во что он верит. Конец непременно будет. Достанет ли сил сопротивляться?» Пахомова и ее актеры и пытаются ответить на эти вечные вопросы человечества: Нужно примириться, или сопротивляться? Принять неизбежное, или «плыть против течения»? Верить только себе, или принять помощь ближнего? Как сохранить достоинство и перестать боятся? Как уберечь душу? А главное – возможно ли это, и есть ли она? 

 

Актерская игра сосредоточена  на психологии героев, их внутреннем мире, их поступках и проступках. Через душевные терзания и профессиональное актерское чутье артисты  героев  Достоевского «перерождают» в самих себя - степень погружения в образы просто на недосягаемом уровне.  

 

Невероятная Мария Тимофеева (Варвара Ставрогина), харизматичный Данил Григорьев (Николай Ставрогин), импозантный Семен Газиев (Иван Шатов), многоликая Ангелина Болбас (Варвара Ставрогина / Арина Виргинская), сердобольный Александр Удалов (Степан Верховенский), невообразимая Екатерина Короткова (Марья Лебядкина), юморной Григорий Чеглаков (Григорьев), яркая Раиса Гришина (Елизавета Тушина), строптивый Александр Груздев (Петр Верховенский), строгая Анастасия Субботина (младшая Виргинская), прекрасная Полина Чирикова (Дарья Шатова) и предприимчивый  Артур Мхитарян  - именно они  и создают «мир» Достоевского, через который зритель «видит» себя.

 

В спектакле играют выпускники мастерской Нонны Валентиновны Гришаевой. Во время обучения в ГИТИСе курс зарекомендовал себя как сплоченный, сработавшийся коллектив людей, воспитанных в едином профессиональном ключе. Гришаева поддержала ребят, которые стали частью АРКАДИЯ-театра: «Я надеюсь, что в новом театре спектакли будут пользоваться не меньшим успехом у зрителя. Я очень рада, что ребята, окончив ГИТИС и разбежавшись по разным театрам, все же остаются работать вместе и продолжат играть наши дипломные спектакли».

 

«Бесы» правдиво «накладываются» на наше время, интересны с точки зрения внутренней человеческой красоты, которая «борется» с теми самыми бесами. Победит ли?

 

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – пресс-служба театра «Аркадия».


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники