IY Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров под девизом «Театр в России больше, чем театр»
Те, кто принял участие в IY Вахтанговском фестивале театральных менеджеров (ВФТМ), проходившем в Москве с 16 по 20 мая под девизом «Театр в России больше, чем театр», не могут не согласиться с этим. На нем собрались более шестисот директоров, их заместителей, художественные руководители, сотрудники, ответственные за отдельные направления деятельности различных театров, работающих в столице, а также в крупных и малых городах, и даже в глубинке, в сельской местности. Среди других, например, Анастасия Носырева, ведущий специалист по рекламе Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского, Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова, Елизавета Хакимова, руководитель департамента маркетинга и продаж Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского, 34-летний Амир Хамзин, начальник отдела маркетинга и по связям с общественностью Волгоградского государственного Нового экспериментального театра (НЭТ). Всего собралось участников из 68 регионов России. Да, еще более 250 тысяч зрителей в онлайн-формате.
Одни, извлекая полезные уроки из опыта выступавших, участвовали в таком мероприятии не первый раз, другие - впервые. При этом одним искренне решили поделиться особенностями своего опыта в области современного театрального менеджмента, а другим хотелось узнав его, извлечь из него для себя полезные уроки.
Главной задачей фестиваля, несомненно, стало открытие лучших в области управления театром, а также поддержка молодых и талантливых менеджеров, обладающих творческим потенциалом и амбициозными планами.
Примечательно, что этот фестиваль организуется и проводится один раз в полтора года во главе с заслуженным деятелем искусств РФ Кириллом Кроком, неутомимым директором легендарного театра имени Евгения Вахтангова, вступившего в эту должность без малого 15 лет назад.
Кому, как ни Кириллу Игоревичу, лучше всего удалось возглавить такое широкомасштабное мероприятие?! Начав свою трудовую деятельность в 1984 году, что называется с азов, он впоследствии досконально освоил должность директора-распорядителя, отвечающего за художественно-постановочную и административную часть театра, а также его билетно-кассовое хозяйство, усвоив благодаря этому все потаенные хитрости организации театрального дела, ведущие к успеху.
Так, с 2011 года Театр имени Евгения Вахтангова, возглавляемый художественным руководителем Римасом Туминасом и директором Кириллом Кроком, стал самым посещаемым московским театром. В 2016-м Вахтанговскому театру «За высокие показатели в привлечении внебюджетных доходов и эффективность работы» на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме был вручен «Премиальный сертификат». А в 2017-м министр культуры РФ наградил Кирилла Игоревича высшей ведомственной наградой «За вклад в российскую культуру». Доказательством его ярких дел на посту директора театра стала выпущенная им книга «Театр надо любить. Причем вопреки» (издательство «Театралис», 2022, Москва). И это, как оказалось, не просто воспоминания успешного менеджера, а откровенный рассказ о себе, о театре, о людях, его населяющих. При этом он щедро передает свои знания студентам благодаря преподавательской деятельности на продюсерском факультете ГИТИСа, где читает курс лекций «Мастерство продюсера», а также руководит мастерской, сплачивая вокруг себя своих единомышленников.
Но главное, на нынешнем этапе при подготовке уникального фестиваля он в очередной раз тщательно сформировал команду из высоких профессионалов своего дела. Среди них член оргкомитета, специалист по театральному менеджменту, блестящий эксперт по коммуникациям в сфере культуры Юлия Юдина, по профессии театральный фасилитатор, которая без сучка и задоринки, с не покидающим ее чувством юмора и в то же время на полном серьезе выполняла возложенные на нее обязанности модератора ВФТМ. Она скрупулезно на всех этапах его проведения следила за ходом обсуждения актуальных вопросов по развитию театрального дела в России. При этом в залах, где проходили общие мероприятия для всех участников, в том числе на площадках Вахтанговского театра на Старом Арбате (там же в первый день фестиваля работали две секции - «Стратегия управления» на Новой сцене и «Маркетинг и коммуникации» на Симоновской сцене) и в Цифровом деловом пространстве, что на улице Покровка, дом 47, не вооруженным глазом было видно, что в аудиториях негде было «яблоку упасть - так все оказалось актуально, интересно и востребовано. Не случайно на открытии ВФТМ Юлия Тимуровна на основе выступлений участников мудро подытожила: «Российский театр – тяжело, но можно». И это стало крылатым выражением, которое с лихвой подхватили многие участники нынешнего театрального фестиваля менеджеров.
Одним из членов оргкомитета ВФТМ стала Наталия Сергиевская из Санкт-Петербурга, помощник руководителя Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров. В 2017-2018 гг. она являлась соорганизатором Форума театральных менеджеров в Санкт-Петербурге и пять лет назад вышла с идеей организации ВФТМ. Окончила театроведческий факультет СПбГАТИ (2010) и Высшую школу деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна» (2016).
Среди организаторов ВФТМ Игорь Колобов-Тесля, заместитель директора Московского Губернского театра по организации зрителя и эксплуатации спектаклей, исполнительный директор Большого детского фестиваля и летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского», эксперт в Арт-кластере «Таврида». Он окончил факультет менеджмента и продюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина (новое название –Институт кино и телевидения), а также Высшую школу деятелей сценического искусства под руководством Г.Г. Дадамяна при Московском государственном университете культуры (МГУК).
Организаторами фестиваля также стали: Евгения Карпанина из Краснодара, бизнес-тренер в области фандрайзинга, продюсер культурных проектов, член Союза театральных деятелей РФ; Елена Панасенко, основатель и художественный руководитель образовательного проекта для хореографов Dancehelp.ru, менеджер и продюсер; Наталья Склярова, исполнительный директор музея-театра «Булгаковский дом», эксперт арт-кластера «Таврида». А также Андрей Соколов, заместитель художественного руководителя Московского еврейского театра «Шалом», лауреат Вахтанговской премии в области организации театрального дела (2021); Николай Голубев, создатель первого в России музея, посвященного М.А. Булгакову; Алексей Никитин, исполнительный директор ВФТМ, заместитель директора по развитию и специальным проектам Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (он запустил систему онлайн-бронирования столов в зрительских буфетах, организовал продажу печатной литературы и сувенирной продукции театра на платформе OZON.
На открытии фестиваля, которое проходило в торжественной обстановке на исторической сцене Вахтанговского театра, с поздравлением к участникам ВФТМ обратился народный артист РФ, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, ныне председатель Союза театральных деятелей РФ Владимир Машков.
Среди участников фестиваля были специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский.
Почти под занавес фестиваля, 20 мая, в Цифровом деловом пространстве (ЦДП) состоялась уникальная секция «WIN-WIN: худрук – директор театра, Тандемный метод управления», в рамках которой можно было узнать важные особенности взаимодействия и разделения обязанностей художественных руководителей и директоров ведущих театров Москвы.
Так, на ВФТМ в тандеме выступили: народный артист РФ, художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков и директор театра Вильясте Лариса; художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, заслуженный артист РФ Евгений Писарев и директор театра Владимир Жуков; народный артист России, художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Миронов и директор театра Наталья Мазур, А вместе с ними выступили главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Борис Константинов и директор Центрального театра кукол имени С.В. Образцова Елена Булукова, а также художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой и его генеральный директор Александр Новиков.
В последний день фестиваля перед участниками выступил начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, который, отвечая на многочисленные вопросы театральных менеджеров, рассказал им о том, чего государство ждет от культуры…
На IY Вахтанговском фестивале театральных менеджеров побывала
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: