«ГЕНИАЛЬНЫЙ ДИЛЕТАНТ»
Под таким названием в Российском национальном музее музыки, что на улице Фадеева, дом 4, прошел пресс-показ очередной выставки, приуроченной к 220-летию со дня рождения русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1 июня 1804-15 февраля 1857). И это не случайно.
Организаторы выставки считают, что современники Глинки видели в нем прежде всего дворянина и дилетанта, который, не имея профессионального музыкального образования, стал создателем отечественной национальной оперы и отцом русской классической музыки.
Как следует из пресс-релиза, «Гениальный дилетант» Глинка всю жизнь учился у прославленных педагогов и стал композитором — профессионалом высочайшего уровня: обрел мастерство и достиг совершенства, освоил разные стили и традиции, создал уникальный музыкальный язык.
Кто сегодня не слышал два его наиболее известных романса: «Не искушай меня без нужды» на стихотворение Евгения Баратынского (1825) и «Не пой, красавица, при мне» на слова Александра Пушкина (1828)?! Удивительно то, что великий русский поэт написал стихи на понравившуюся ему музыку Глинки. Судя по «Записям» композитора, это произошло летом 1828 года, когда Глинка провел почти целый день с Грибоедовым в имении Олениных «Приютино». Поскольку Александр Грибоедов был не только писателем и драматургом, но еще пианистом и композитором, то они попеременно импровизировали на рояле. «Уже под вечер, когда все сидели в гостиной, Грибоедов проиграл на рояле одноголосную грузинскую мелодию, услышанную им в Тифлисе. Из нее Глинка развил законченную фортепианную пьесу, написав к ней лёгкое сопровождение. Пушкину так понравилась мелодия, что он написал к ней стихотворение:
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный…»
Примечательно, что творчество Глинки шло от салонов к большой сцене, от первых проб пера – к созданию таких опер, как «Жизнь за царя» (1836), в которой рассказывается о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву, и «Руслан и Людмила», созданной по одноимённой поэме А.С. Пушкина с сохранением стихов подлинника. И, конечно, его симфонических шедевров, включая испанские увертюры «Арагонская хота» (1845) и «Фантазия Камаринская» (1848).
По словам генерального директора Музея музыки, заслуженного деятеля искусств РФ, члена Общественной палаты РФ Михаила Брызгалова, - «Выставка раскрывает ту часть русской музыкальной истории, которая связана с периодом до появления первых русских консерваторий, когда профессии “композитор” фактически не существовало, и она еще не была принята обществом. Более того, в среде сложилось разделение на профессиональных композиторов (сочинителей, творцов), т.е. тех, кто находился на службе, и свободных художников-дилетантов, которые сочиняли для собственного удовольствия, и были весьма успешны»,
Для заинтересованного зрителя на выставке представлено четыре раздела, в которых от начала до конца прослеживается жизненный путь выдающегося музыканта и рассказывается в полной мере о его сочинениях и поисках русской национальной идеи. Среди них: «Музыкальный салон» (путь становления композитора-дилетанта и опыт салонного музицирования); «Быль и небыль» (исторические и эпические сюжеты опер Глинки); «“Свои” и “чужие”» (столкновение национальных культур в произведениях композитора) и «Русский дух» (образ, красота и традиции русского народа).
Важно, что на выставке представлены подлинные предметы, принадлежавшие композитору, театральные костюмы, живопись, гравюры и литографии, музыкальные инструменты и макеты декораций.
Среди живописных работ на выставке представлены редкие произведения Константина Коровина (1861-1939), запоминающиеся картины Ивана Билибина (1876-1942), Виктора Гартмана (1834–1873), Бориса Билинского (1900-1948), Виктора Васнецова (1949-1926), Александра Головина (1863-1930) и др.
Украшением выставки стал эскиз декорации «Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь» Алексея Саврасова (1830–1897), созданный в 1870 году для постановки оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). в Большом театре России.
На выставке музея привлекает внимание необычный, так называемый «энгармонический» рояль, сделанный по заказу писателя и критика Владимира Одоевского, главным увлечением которого была музыка. Отличительной особенностью этого инструмента было введение дополнительного ряда клавиш. Небезынтересно, что в 1826 году состоялось знакомство Глинки с князем Одоевским, в салоне которого бывали русский поэт Василий Жуковский (1787-1852), а также прозаик и драматург Владимир Соллогуб (1813-1882). И там всегда звучал «энгармонический» рояль – клавицин. Именно Жуковский предложил Глинке сюжет о подвиге Ивана Сусанина. На выставке представлена афиша первого исполнения национальной русской оперы «Жизнь за царя», эскизы декораций, костюмы, в которых пели артисты в XIX веке, а также портрет одного из лучших исполнителей партии Сусанина того времени – Осипа Петрова.
Среди специально отреставрированных предметов к выставке оказался мемориальный прикроватный столик М.И. Глинки из его дома в селе Новоспасское, где композитор жил до 1812 года. Отреставрирована музыкальная рукопись старинной цыганской песни "Ах, когда б я прежде знала" (с пометой автора на титульном листе, датированной 21 января 1855 года), которую исполняла известная цыганская певица Солдатова Степанида Сидорова, попросту Стеша.
Дополнением к выставке стали два отреставрированных кресла из карельской берёзы середины XIX века, принадлежавшие семье арфистки, народной артистки Ксении Эрдели. Кресла декорированы золочёными накладками и имеют оригинальный резной декор спинки.
Также к выставке была восстановлена графическая работа в смешанной технике 1881 года, на которой запечатлены исполнители ролей из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Все вокалисты, учащиеся Московской государственной Консерватории, изображены в окружении декораций к опере.
Примечательно, что мемориальная выставка основана на материалах и предметах из собрания Российского национального музея музыки, а также из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина и Музея В. А. Тропинина и др.
Руководителем выставочного проекта выступил Михаил Брызгалов.
Куратор выставки - Арт-директор Центра современных технологий в искусстве Арт-паркИНГ, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, кандидат искусствоведения Лидия Адэр,
Научный куратор – главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки Наталия Тартаковская.
Выставка будет работать с 1 июня по 6 октября 2024 года.
Не пропустите.
Алла Буловинова
Фото пресс-службы Музея музыки и автора
Окультурить друзей: