«Дядя Жорж» в театре Сатиры.

Опубликовано 04.06.2024 в разделе В театр! | Москва


Основанная на двух пьесах А.П. Чехова «Леший» и «Дядя Ваня» постановка для режиссера Сергея Газарова стала  дебютом -  до этого он не работал с чеховской драматургией. Свой спектакль он называет «сценами из деревенской жизни», и позиционирует его  как комедию.

 

Хотя, где Чехов и где комедия? Сатировцы сделали глубоко философскую постановку, в которой не пропущена ни одна чеховская запятая, а зритель буквально «учувствует» в познание себя через чеховских героев, который был беспощаден к человеческим слабостям и капризам.

 

 «Я пытался обострить отношения между героями с учетом сегодняшнего дня, темпераментов, скорости, с которой мы сегодня считываем информацию при разговоре друг с другом. Вот этого мне не хватает в обеих пьесах, и я захотел это показать», - рассказывал  Сергей Газаров журналистам перед премьерой.

 

Пьесу «Леший» Антон Чехов написал в 1889 году, специально для бенефиса своего друга актера Александринского театра Павла Свободина.  Через шесть лет после провала «первой версии» Чехов решил переписать «Лешего», сместив акценты на дядю Жоржа. В новой пьесе он стал Иваном Войницким. Помещик Леший превратился во врача Михаила Астрова, а влюбленная в него Соня не приезжала из города, а жила в имении вместе с дядей. «Дядя Ваня» был опубликован в 1897 году. Через два года пьесу поставили в Московском Художественном театре. Войницкого сыграл Александр Вишневский, Серебрякова — Василий Лужский. Роль Астрова исполнил сам Константин Станиславский.

 

В новой ипостаси от сатировцев роли чеховских героев «презентуют» зрителю: Федор Лавров, Юрий Васильев, Александра Мареева, Ангелина Стречина, Нина Корниенко, Сергей Серов/Сергей Газаров, Игорь Лагутин, Артемий Соколов-Савостьянов/Сергей Колповский, Надежда Филиппова, Сергей Шнирёв, Кирилл Анисимов, Петр Ступин и артисты театра Сатиры в роли цыган.

 

Объединивший в единую картину две пьесы режиссер Сергей Газаров и труппа постановки «Дяди Жоржа» рассказывает и показывает Чехова с оттенками грусти и веселья, с мотивами добра и зла, с попыткой понятия любви и ненависти, а в целом – смысла жизни, как таковой.

 

 «Пьеса “Леший” на самом деле нравилась мне всегда больше, чем “Дядя Ваня”. С точки зрения актерского материала она более богатая, разнообразная. Но некоторые моменты сильнее обыграны как раз в “Дяде Ване”. Поэтому я решил их объединить. Как автору инсценировки, мне было трудно не разрушить при “монтаже” эти два великих произведения. Это было самым сложным», -  признался режиссер, отвечая на вопрос: «Зачем и для чего?».

 

Заслуженный художник России Александр Боровский «снабдил» постановку шикарными декорациями: щедро накрытый стол с резными ножками, белоснежная накрахмаленная скатерть, кремового цвета в сочетании с уникальными костюмами героев,  созданных художницей Марией Боровской – самостоятельные «действующие лица» спектакля.

 

Чеховские герои ведут за столом милые разговоры, не замечая и не предполагая, что  одному из персонажей уготована ужасная судьба. Комедия незаметными штрихами «вписывается» в трагедию. А  сопровождающая  спектакль музыка Алексея Айги, легкая  и игривая вначале, не только помогает «переходу», но и усиливает уже витающую над сценой театра Сатиры тревогу.

 

Отдельная «песнь» постановки – фееричные  цыганские пляски, классический вальс, и уже в финале - Елена Андреевна пляшет перед ополоумевшими  родственниками прямо на столе. За «отчаянные танцы» ответственен Сергей Землянский – главный хореограф театра Сатиры.

 

Федор Лавров в роли Жоржа (Егора) Войницкого – артистичен и правдив в своем «преклонении» перед Александром Серебряковым, которое переросло в ненависть к финалу действа.

 

Легенда театра Сатиры – Юрий Васильев непревзойденно «препарирует» судьбу и жизненный путь  Серебрякова, поистине с Народной любовью, как к Чехову, так и к зрителю в зале.

 

Молодая актриса Ангелина Стречина сверх эмоционально «доносит» образ жизнелюбивой Сони - дочи профессора. А  непокорную Елену Андреевну прекрасно воплотила на сцене неповторимая Александра Мареева. Хороша во всех смыслах и заслуженная артистка России Нина Корниенко в образе  трогательной  Марии Войницкой.

 

«Берегите в себе человека. Человек - это то, во что он верит», - писал Антон Павлович Чехов. Так давайте же прислушаемся в классику!

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – пресс-служба театра Сатиры.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники