«Новая Оптимистическая» в МХТ имени Чехова.

Опубликовано 04.06.2024 в разделе В театр! | Москва


Постановка заставляющая думать,  спектакль, ошеломивший театральную  Москву, десятая работа неоднозначного и постоянно меняющегося режиссера Константина Богомолова, которая препарирует  болевые проблемы искусства в частности, и жизни в целом.

 

«Новая Оптимистическая» — это вольный ремейк «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, действие которого происходит не в революционное время на флоте, а  в театре наших дней. На репетиции умирает главный режиссер. Встает вопрос: «Кого назначат?». Труппа «разыгрывает»  непредсказуемый сюжет, полный сатиры, черного юмора и невероятных театральных «кульбитов» так, что зритель то смеется, то плачет, а были и ушедшие после одного из двух антрактов.

 

Три с половиной часа «манифеста» Константина Богомолова – это больше чем спектакль. Это высказывание художника, показавшего театральную жизнь  мельпоменовцев без прикрас и «косметической пудры». Революционная беспощадность (как в оригинале) «прошлась» по собственно самим артистам, политикам, чиновникам, силовикам, интеллигенции, «получили свое» и либералы, и патриоты,  и модные режиссеры, куда же без них. «Приложил» Константин Юрьевич и себя любимого, как яркого представителя «модной группы современных художников». И все это без фальши, ужимок перед авторитетами, без иносказаний – все четко, прямо, без фиги в режиссерском кармане. Зритель голосует «рублем и ногами» - и раз зал полон, значит Богомолов и труппа «Новой Оптимистической» в МХТ имени Чехова сделал стоящий спектакль.

 

Собственно сам текст постановки изобилует неожиданными поворотами, невероятными смыслами, изумительными парадоксами и непримиримыми противоречиями. Богомолов «снабжает» героев  постановки своими  остроумными  мыслями, шикарно  «маскируя» их произведениями классиков, цитатами гениев и советской попсой.

 

Анну Чернову («холодная» и томная одновременно Александра Ребенок), закончившую ГИТИС и Академию ФСБ, назначают на пост художественного руководителя театра. Талантливый, но провокативный режиссер Филипп Григорьевич Глотов (импозантный Игорь Хрипунов), умерший буквально на репетиции, собрал по свои «знамена» только мужчин-артистов, потому что считал, что  «театр – это мужской монастырь, это опасный морской поход, и женщине не место на корабле». И вот пришла Она и все завертелось. Нужен ли будет в новом театре артист Виолин (неожиданно прекрасный Игорь Верник), с его завораживающим  монологом  из романа Бунина «Темные аллеи», да и сам спектакль нужно ли доводить до премьеры?

 

Министр культуры (прагматичная Ольга Воронина) вместе с генералом ФСБ  «Идеологом» (потрясающий своим артистизмом Игорь Миркурбанов) «ломают голову»:  кого же назначить на этот вожделенный пост? «Идеолог» предлагает идеальный на его взгляд вариант – «художник с револьвером в кобуре», который должен «очистить театр от скверны, переформатировать авангардный театр и соединить патриотизм с актуальной формой».

 

Придя в театр «комиссарша» начинает уничтожать  старый репертуар и нещадно «просеивает» труппу. Свои «пули» получают: бывший тракторист из села Ануево, а ныне ведущий актер Александр Моисеевич Виолин (в девичестве Могинштейн),  бывший футболист команды «Торпедо» Любин (харизматичный Евгений Перевалов), бывшая девушка, влюбленная в Глотова, Ангелин Маркович (бесподобный Артем Соколов) и актеры: Алешин (мужественный Данил Стеклов), Онегин (многоликий Павел Ващилин), Ленский (бомбический в своем образе Кирилл Трубецкой).

 

Каждый из них рассказывает душераздирающую  историю о своей жизни и знакомстве с великим режиссером Глотовым. Но  Анна Николаевна собирается ставить «Трех поросят»,  потому что «дети - тоже люди!» и потому приходится «чистить» состав труппы.  Такова участь, например, постигла ведущего артиста бывшего театра, которому «бонусом» прилетела  весть от сына – он приехал забирать блудного папашу в родное село. Чуть больше повезло герою в исполнении Данила Стеклова, он внезапно влюбляется в Анну Николаевну, клянется ей, что он не «пи****с» и соглашается стать отцом ее усыновленных детей, коих оказывается семеро.

 

Да и сама Анна по ходу спектакля «обнажает душу»,  рассказывая  о непростой судьбе своей  матери (образ от Веры Майоровой) бывшей актрисе, которая забыла все и всех, но театральные роли помнит до сих пор наизусть; о сбежавшем отце, который так похож на Сэмюэля Джексона, американского актера.

 

Необычная роль досталась в спектакле непревзойденному Александру Семчеву. Он играет актера старой школы, Карла Багратионовича, последней работой которого стала роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Он «заигрался» и совратил маленькую девочку Аню, которая проходила в театр, где работали ее родители. Теперь повзрослевшей Анной движет месть, и она приглашает мастера снова сыграть «Преступление и наказание», но с обязательным условием застрелиться всерьез на премьере. Александр Семчев сверх эмоционально «ведет свою роль», на таком нерве, что слезы «полетели» у  большинства зрителей, включая автора этих строк.

 

Заканчивается спектакль легендарной музыкой из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» и переделанной фразой из этого же фильма: «Плачьте, господа, плачьте! Не все время же ржать! Самые ужасные вещи в мире делаются с улыбкой на лице. Плачьте, господа, плачьте!»…

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш.

Фото – пресс-служба МХТ имени Чехова.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники