Премьера «Черный монах» в ШДИ.

Опубликовано 18.06.2024 в разделе В театр! | Москва


«В январской книжке "Артиста" найдете изображение одного молодого человека, страдавшего манией величия; называется эта повесть так: "Черный монах"», - писал Антон Павлович Чехов в письме к своему издателю.

 

Классики, как всегда актуальны, злободневны и бьют прямо в цель. Повесть, написанная Чеховым в конце 19 века,  звучит актуально, затрагивая острые вопросы наших дней. Гений, гордыня, смирение, любовь к ближнему, большой ум или мания величия, философия, интеллект - в той или иной степени есть в каждом из нас.. Что побеждает? Гений и злодейство несовместимы? Что выбрать: индивидуальность или толпу? Где грань нормальности, и есть ли она в принципе?

 

«”Чëрный Монах” — самая загадочная из девятнадцати повестей А.П. Чехова. В этом произведении много вопросов, на которые мне как режиссеру интересно найти ответ. А главное понять, кого рисует нам Чехов: гения или безумца? У них обоих могут быть одни и те же факторы, которые влияют на их сознание: любовь, близкие люди. Сам конфликт заключается не из внешней среды, он внутри героя», — говорит режиссер Эдуард Кашпоров.

 

 «Манию величия» Коврина создатели спектакля вместе со зрителем и  пытаются разгадать:  кем же на самом деле являлся Черный монах: утешающим ангелом, соблазняющим бесом или же галлюцинацией больного человека, или «трехглавым» принципом жизни главного героя.

 

Спектакль создан в рамках Молодежной программы Школы драматического искусства, художественный руководитель — Глеб Черепанов. Режиссер — Эдуард Кашпоров. Художник-постановщик — Елена Ярочкина.   Художник — Кирилл Саленков. Художник по свету —Михаил Глейкин.   Художник по гриму — Ксения Семенова. Хореограф — Мария Орлова. Видео — Александр Шапошников. Помощник режиссера — Мария Кочелова. Чехова на современный лад «прочитали» актеры: Андрей Финягин, Алексей Славкин, Александра Лахтюхова и Николай Гонтарь. 

 

Стресс, как личностный, так и рабочий, эмоциональное выгорание, погоня за карьерой и деньгами в суете большого города – в таком антураже разыгрывается чеховский «Черный монах» XXI века. Попытка выйти из этой бесконечной «гонки» и есть «красная нить» постановки труппы ШДИ. За черными шторами в глубине сцены огромное окно, за окном Москва, сегодня, сейчас...и тачка, на которой главный герой шикарно сыгранный  Андреем Финягиным и пытается «переехать» в иной мир.

 

Безумные глаза, невероятный артистизм,  чувственный взгляд и потрясающая мимика Финягина в сочетании с экстравагантными зелеными носками  -  воплощение интеллигенции времени Чехова, а ныне «белых воротничков», о которой и речь в «Черном монахе».  

 

Вечный поиск истины или хотя бы своей ее «части»,  депрессия, раздумья о смысле бытия, самокопание – понимает ли сам герой, чего он ищет? А на другой стороне «весов жизни» -  садовод Песоцкий (Николай Гонтар) и его дочка Саша (Лахтюхова Татьяна): теплица с растениями, пение птиц и даже летний дождь. Вот они действительно живут и радуются садом и каждодневной заботой о нем. Коврин точно так не умеет, или не хочет…или ждет того самого «монаха» (Алексей  Славкин).  Он – это то ли видение, то ли галлюцинация Коврина, отображенный в спектакле как некий представитель молодежной субкультуры.

 

«Вторжение в чужую жизнь, пусть и любимого человека, в его духовный мир даже с самыми благими намерениями, может иметь непредсказуемые последствия для обеих сторон» - примерно так «звучит» пост-релиз постановки спектакля «Черный монах» Школы драматического искусства.

 

 

 

 

 

 

Наталья Логинова.

 

Фото - Мария Верещагина.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники