«Парадокс скворца» в Театре имени Маяковского.
«…где мы, а где Вторая Мировая война, но она по-прежнему выставляет нам крупные счета на оплату» - так кратко, но емко описан премьерный показ Маяковки в одном культурно-политическом журнале. Ни добавить, ни убавить…
Майя Арад Ясур - современный израильский драматург. Действие пьесы (пролог) разворачивается в столице Нидерландов в наши дни, а основные события отнесены к 1944 году: «Это не должно повториться!».
Режиссер Ирина Васильева, художник-постановщик и художник по костюмам Нина Юнгвальд-Хилькевич, художник по счету Павел Бабин, композитор Арина Назарова. Состав: Алина Вакаева, Арина Назарова, Олег Сапиро, Иван Ковалюнас, Юлия Марычева.
Героиня (противоречивая и виртуозная Алина Вакаева) - израильтянка-скрипачка, беременная на 9-м месяце, живущая в амстердамской квартире с видом на канал Кайзерграхт и сочиняющая музыку, в том числе опус «Парадокс скворца». Упоминание о детях, погибших в Секторе Газа – как «мост» во времена Второй Мировой войны, когда фашисты сжигали евреев в газовых камерах. Современная героиня получила огромный счет за газ, хотя тогдашняя хозяйка квартиры пребывала в Освенциме, куда ее отправил собственный муж, чтоб вызволить из лагеря беременную любовницу-еврейку.
Помимо главной героини, остальные четверо «работают повествователями» рассказывая историю погашения счета за газ. Помогают им в этом псевдо колыбель в виде клетки с деревянными скворцами, шестиконечные «звезды Давида» по заднику сцены и подиум из ящиков, прообраз газовых камер.
Как по мне, так главной метафорой спектакля, является именно счет за газ, а вовсе не скворец. И почему именно эта израильтянка, живущая здесь и сейчас в Голландии, должна оплачивать этот безумный счет? Готовность героини его оплатить, и есть «красная линия» постановки, пусть он и не за спасение, и не за страдания – это счет за ЗЛО, которое множится…
Актеры, которые в первые четверть часа противоречат друг другу, к средине постановки «формируют необыкновенную полифонию голосов и слов, настоящую мозаику сюжета, где каждый элемент имеет значение, как оркестр, создающий свою музыку для солистки». Еще бы убрать мат и множество физиологических подробностей – и можно констатировать, премьера «Парадокс скворца» маяковцам удалась.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра Маяковского.
Окультурить друзей: