«Парадокс скворца» в Театре имени Маяковского.

Опубликовано 01.07.2024 в разделе В театр! | Москва


«…где мы, а где Вторая Мировая война, но она по-прежнему выставляет нам крупные счета на оплату» - так кратко, но емко описан премьерный показ Маяковки в одном культурно-политическом журнале. Ни добавить, ни убавить…

 

Майя Арад Ясур - современный израильский драматург. Действие пьесы (пролог) разворачивается в столице Нидерландов в наши дни,  а основные события отнесены к 1944 году: «Это не должно повториться!».

 

Режиссер Ирина Васильева, художник-постановщик и художник по костюмам Нина Юнгвальд-Хилькевич, художник по счету Павел Бабин, композитор Арина Назарова. Состав: Алина Вакаева, Арина Назарова, Олег Сапиро, Иван Ковалюнас, Юлия Марычева.

 

Героиня (противоречивая и виртуозная Алина Вакаева)  - израильтянка-скрипачка, беременная на 9-м месяце, живущая в амстердамской квартире с видом на канал Кайзерграхт и сочиняющая музыку, в том числе опус «Парадокс скворца». Упоминание о детях, погибших в Секторе Газа – как «мост» во времена Второй Мировой войны, когда фашисты сжигали евреев  в газовых камерах. Современная героиня получила огромный счет за газ, хотя тогдашняя хозяйка квартиры пребывала в Освенциме, куда ее отправил собственный муж, чтоб вызволить из лагеря беременную любовницу-еврейку.

 

Помимо главной героини, остальные четверо «работают повествователями» рассказывая  историю погашения счета за газ. Помогают им в этом псевдо колыбель в виде клетки с деревянными скворцами, шестиконечные   «звезды Давида»  по заднику сцены и  подиум из ящиков, прообраз газовых камер.

 

Как по мне, так главной метафорой спектакля, является именно счет за газ, а вовсе не скворец. И почему именно эта израильтянка, живущая здесь и сейчас в Голландии, должна оплачивать этот безумный счет? Готовность героини его оплатить, и есть «красная линия» постановки, пусть он и не за спасение, и не за страдания – это счет за ЗЛО, которое множится…

 

Актеры, которые в первые четверть часа противоречат друг другу, к средине постановки «формируют необыкновенную полифонию голосов и слов, настоящую мозаику сюжета, где каждый элемент имеет значение, как оркестр, создающий свою музыку для солистки». Еще бы убрать мат и множество физиологических подробностей – и можно констатировать, премьера «Парадокс скворца» маяковцам удалась.

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – пресс-служба театра Маяковского.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники